Западный Скоростной Диаметр (ЗСД) — это крупный транспортный узел мирового класса в Санкт-Петербурге и стратегический инвестиционный проект 2018 года. На заводе АБЗ-1 разработали и протестировали инновационное шумопоглощающее покрытие с применением модифицированной резиновой крошки RARX.
Западный Скоростной Диаметр (ЗСД) — это крупный транспортный узел мирового класса в Санкт-Петербурге и стратегический инвестиционный проект 2018 года. Его цель — повышение качества жизни города за счет снижения шума от дорожного покрытия. Внутригородская магистраль протяженностью 46 км состоит из трех участков, она соединяет север и юг Петербурга.
Из-за использования шипованных шин зимой дорожное полотно изнашивается преждевременно, и потому применение в России традиционных открытых асфальтобетонных смесей горячего типа экономически нецелесообразно. Чтобы реализовать проект и найти самое эффективное решение, привлекли компанию ДСК «Дорстрой» — бизнес-подразделение Группы Компаний АБЗ-1.
Для реализации проекта необходимо было разработать смесь с низким содержанием воздушных пустот (≤2%), что позволило бы обеспечить снижение шума, хорошую колею, износостойкость и свойство мокрого трения. В качестве основного критерия постановщики обозначили экономическую эффективность проекта.
Заместитель директора по качеству, руководитель научно-исследовательского центра АБЗ-1 Наталья Васильевна Майданова предложила использовать горячую асфальтобетонную смесь с модифицированной резиновой крошкой RARX. Такая смесь сочетает в себе преимущества сухого и влажного процесса производства прорезиненного асфальта.
Эти преимущества позволяют увеличить процентное содержание резиновой крошки в горячей смеси: RARX реагирует и активирует частицы резины, которые можно вводить в виде сухого порошка в мешалку асфальтобетоносмесителя непосредственно на заводе подрядчика.
Специалисты лаборатории создали и испытали несколько смесей. Перед разработчиками ставили две задачи:
1) снижение шума от движущихся по трассе автомобилей, т.к. шоссе проходит вблизи населенных пунктов и непосредственно через город;
2) снижение износа покрытия под воздействием нагрузки от шипованных шин.
Для решения этих задач разработали композиции с RARX и добавками суперизносостойких минеральных соединений.
По итогам лабораторных тестов были выбраны смеси A и D, поскольку именно они демонстрируют лучшие показатели по некоторым ключевым параметрам:
- RARX-ЩМА 16 имеет самую высокую прочность на растяжение при —18 ⁰C;
- RARX-THINGAP + абразив обладает лучшей по отношению к остальным образцам устойчивостью к колейности.
- Обе смеси показали значительную износостойкость в Prall-тесте.
Демонстрационные проекты СМЕСЬ А (RARX ЩМА 16) и СМЕСЬ D (THING GAP RARX + абразив) были построены 13 октября 2018 года. Укладку проводили при температуре воздуха +15 ⁰C.
Испытатели приводят и другие данные нового покрытия:
Для достижения достаточного уплотнения понадобилось восемь проходов, после чего смесь перестала прилипать к роликам укладчика.
Результаты тестов показали, что для повышения сопротивляемости полотна шипованным шинам необходимо задействовать крупные агломерированные частицы, а для снижения шума же напротив — следует использовать смеси с малым размером частиц. Таким образом, компромиссы, допущенные в пользу снижения шума, могут повлиять на стойкость вне зависимости от положительных результатов Prall-теста.
Комбинация RARX с высококачественными абразивами используется впервые, и потому только через 1–2 года можно будет объективно оценить экономическую выгоду от инновационного решения — асфальта из резиновой крошки RARX.
Компания ООО ЮСИДЖИ — эксклюзивный поставщик материалов RARX в России.
Читайте больше материалов на нашем сайте.