Производство тяжелых грузовиков АО «Автомобильного завода «Урал» изначально было нацелено на нужды военных. Сложный период выживания для предприятия настал после распада Советского Союза и сокращения госзаказов для военно-промышленного комплекса. В то время как КамАЗ — основной конкурент, имел более широкую линейку продукции, включающую и гражданские образцы, узконаправленное, специализированное на военных нуждах производство в Миассе сформировало в коллективе завода направленный инженерный подход в решении задач, не адаптированный к гражданским нуждам.
Объемы производства в девяностые годы стремительно сократились с тридцати тысяч машин в год советского периода до пяти тысяч единиц. Не исправило ситуацию и переход на использование итальянской кабины IVECO на четырехосных моделях «Урал-5323-22» вместо морально устаревшего модуля из Набережных Челнов.
Планомерный выход из кризиса
В результате в конце девяностых на «УралАЗе» вводится внешнее управление. Свежий взгляд на проблемы предприятия спасает завод и уже через несколько лет позволяет увеличить выпуск продукции. Даже при отсутствии стимулов к модернизации военной линейки продукции, которую сравнительно небольшими партиями регулярно закупало Министерство обороны, работы над совершенствованием грузовиков не прекращались.
Уход с рынка военной техники продукции украинского «КрАЗа» было выгодно как для «КамАЗа», так и для производителей из Миасса, поскольку отечественные четырехосные модели тяжелых грузовиков, таких как «Урал-5323» грузоподъемностью свыше десяти тонн, заполнили эту нишу. Несмотря на то, что последнее время оборонное ведомство все чаще отдает предпочтение технике из Набережных Челнов, Министерство обороны исключает зависимость от одного производителя, тем более, что у «Уралов» существует преимущество перед «КамАЗами» на переднем крае в армейском тактическом звене.
Коллектив предприятия расширяет предложение колесной техники военного применения. На текущий момент для нужд армии «Уралом» представлены четыре семейства автомобилей:
- «Мотовоз» — серия грузовых автомобилей повышенной проходимости;
- «Мотовоз-М» — семейство автомобилей грузоподъемностью в семь тонн, предназначенных для перевозки грузов и личного состава, монтажа оборудования и вооружений, оснащается панельной или бронированной кабиной;
- «Торнадо-У» — прямой заменитель украинских «КрАЗов», серия автомобилей увеличенной до 16-ти тонн грузоподъемности, предназначенных для перевозки грузов и вооружения, военной и специальной техники, буксирования прицепов, защиты перевозимых грузов и личного состава от огнестрельного оружия и поражающих факторов взрывных устройств;
- «Тайфун-У» —автомобили с бронированным модулем, предназначены для выполнения функций перевозки личного состава, его огневой поддержки, ведения боя из машины и других задач.
В скором времени предусмотрено завершение производства первого поколения «Мотовозов» с устаревшей кабиной, не подготовленной к бронированию. Ему на смену придет военная модификация гражданского автомобиля «Урал NEXT».