Роман Гузели Яхиной "Зулейха открывает глаза" к моменту написания сей статьи я дочитать не успела, а сериал смотреть и не начинала. Не из принципа - по стечению обстоятельств. А посему ни о самой книге, ни о сериале рассуждать не собираюсь.
Хочу поговорить о другом.
Выход сериала на канале "Россия" вызвал шквал самых разнообразных отзывов. Что ж - многие произведения искусства, особенно стоящие, сразу находят поклонников и противников. Но сразу поразило меня то, что среди самых негодующих отзывов подавляющее большинство сводилось к хрестоматийному "не читал, но осуждаю". Прямо ровным столбиком "Смотреть не буду" в количестве ста штук. Поводом к такому оголтелому оплевыванию фильма, помимо художественных дефектов, недостоверного воспроизведения татарских обычаев и т.д. стало покушение на святое. А святым почти единогласно в этих отзывах был признан товарищ Сталин и его политика раскулачивания.
Нет, вам не показалось. В самых гремящих отзывах звучала поистине парадоксальная идея: подобные фильмы, снятые накануне Дня Победы обесценивают эпоху и достижения советского народа в Великой Отечественной войне.
Дальше - больше. Следующие заголовки продолжают фантасмагорию: "Коммунисты России требуют прекратить показ сериала "Зулейха открывает глаза". И вот наконец "Чулпан Хаматову проклинают из-за съемок сериала "Зулейха открывает глаза".
Приехали.
Я оглядываюсь по сторонам и не могу понять, в какой эпохе я живу - в постиндустриальном (хотелось бы верить) обществе или в средневековье где люди в силу ограниченности кругозора воспринимали лишь очень небольшое количество вещей и явлений как истинные, а все хоть немного отличающееся - как ложь и ересь. Да, и носителей альтернативного образа жизни проклинали.
Сразу хочу перечислить вещи которые обесценивают - нет, не саму Победу - героизм наших предков жалкими визгами потомков в принципе невозможно обесценить, а память о ней. Итак, это
1. Гладенькие раскормленные мордочки заключенных и выхолощенные интерьеры концлагеря в фильме "Т-34". Изображено это так, что у современного зрителя формируется легенько-пренебрежительное представление о мучениях людей в лагерях - "Ну смотрел же фильм, норм там было, че".
2. Силиконовые, пардон, сиськи Анны Семенович, в которых тонет автомат. Да и надутые губы Хилькевич - а вы что думали, комсомолок без силикона на фронт пускали?
3. Про "Можем повторить" на машинах я даже говорить не хочу - был бы жив сейчас Эразм Роттердамский, в его "Похвале глупости" это стояло бы номером один. На секунду бы задумались: может, предки за то и воевали чтобы это НИКОГДА не повторялось?
Ну а теперь про сияющий нимб товарища Сталина. Я прекрасно понимаю, что в эпоху экономических трудностей озлобленные люди обращают взор к давно ушедшим и основательно забытым временам. На смену исторической правде приходят мифы - о мудром и скромном вожде, оставившем после себя три гимнастерки и великую страну.
Великую страну - да согласна. Сталинский рывок по масштабам превосходит даже петровский.
А еще у этого была цена. Такая, какая людям, попивающим утренний кофе и лениво листающим ленту в "Дзене", не снилась.
Откуда у СССР взялись деньги на индустриализацию? Главным источником, как ни крути, было проданное за границу зерно, выжатое выкрученное из колхозов. Как бы это не нравилось любителям мифов.
Как загнать человека в колхоз? Силой и страхом.
Те, кто называют эту книгу и этот фильм "заказным", "натовским", "предательским" напоминают ребенка, который узнал про какие-то нехорошие проделки своих предков в их раннем детстве и кидает игрушки в того, кто ему это рассказывает.
Коллективизации "вот такой" не было? Все было "не так"?
Был мой прадед, у которого отняли мастерскую, дом и выгнали всю семью на улицу. Недолго промучался - умерли с прабабкой от голода. Я не знаю как это объяснят "сторонники исторической правды" - демонстративной голодовкой проигравших богатеев?
Вообще, когда я читаю вопли любителей Сталина, вспоминается "Палата номер 6" А.П. Чехова и несчастный умный безумец Иван Дмитрич Громов: "Страдания презираете а небось прищеми вам дверью палец так заорете во все горло!" Ну так, на минутку представьте себя в вагоне-теплушке в тесном клубке немытых больных тел. А, их тоже не было?...
А книгу я все же дочитаю и фильм посмотрю. Может, он мне с точки зрения художественности и не понравится, по поживем - увидим.