Найти в Дзене
Фарфорово

«Папанин с лайкой «Веселый» на льдине» 1938 г, ЛФЗ, - как отличить подделку и перевыпуск

Оглавление

Сегодня я хочу затронуть довольно болезненную для многих коллекционеров тему: поддельные статуэтки и перевыпуски оригинальных статуэток СССР.

Начну немного издалека: чуть более года назад мне подарили на новый год статуэтку «Папанин с лайкой «Веселый» на льдине». Это довольно узнаваемая статуэтка, созданная Натальей Яковлевной Данько в 30-х годах в честь подвига папанинцев, покоривших Северный полюс на первой в мире дрейфующей полярной станции. В то время было принято увековечивать достижения советского строя в той или иной форме, поэтому предмет можно считать самым настоящим агитфарфором.

Папанин с лайкой «Веселый» на льдине. Фото автора, © farforovo
Папанин с лайкой «Веселый» на льдине. Фото автора, © farforovo

Красивая статуэтка, довольно детальная. Однако давайте внимательно посмотрим на дно статуэтки:

Папанин с лайкой «Веселый» на льдине. Дно статуэтки. Фото автора, © farforovo
Папанин с лайкой «Веселый» на льдине. Дно статуэтки. Фото автора, © farforovo

"Проба №6 V 38г. Н. Данько", клейм, иных отметок нет. Дно гладкое, на ощупь жирное, будто в тальке, технологическое отверстие имеет странный концентрический наплыв. Под синей краской [чернил?] просматривается надпись простым карандашом.

Что-то не так, да?

Помните, я писал, зачем нужны битые статуэтки? Так вот, ни разу мне в руки не попадалось что-либо похожее за авторством ЛФЗ. Посмотрим на донья гарантированных предметов ЛФЗ:

Тигр по центру и медведь в белье - "сверстники" оригинальной статуэтки Данько, овчарка и два мишки-ревунца были произведены на пару десятилетий позже.

Отметим два очень важных факта:

  1. Все донья ЛФЗ не гладкие, не жирные, а шероховатые; вокруг технологических отверстий нет наплывов
  2. Оригинальные клейма имеют свойство растворяться со временем (посмотрите на овчарку и белого мишку - краска клейм "размылась" в фарфоре)

Вывод прост - дно моей статуэтки не похоже на ЛФЗ, клейм, которые помогли бы атрибуции, нет, но вместо этого есть шикарная надпись о том, что это пробник.

Пробник?

Увы, если это был бы настоящий пробник, то музейщики ЛФЗ каждый день мне бы названивали с предложениями выкупить этот предмет, и они уж точно победили бы в том онлайн-аукционе, где мои дарители купили статуэтку.

...На самом деле это шутка, музейщиков перебили бы коллекционеры с неограниченным оборотом, цена такого предмета легко бы перевалила за пятизначный порог и неизвестно где бы остановилась

Немного поясню - надписи на пробниках обычно оставляли сами скульпторы, художники и формовщики, когда делали тестовые предметы и обкатывали технологию производства нового предмета. Предметы с такими надписями очень ценятся, это что-то, похожее на автограф в книге, но в мире фарфора. Стоимость таких предметов с подписью автора может быть запредельной.

Отсутствие клейм

Ну и про клейма, точнее их отсутствие.

Все просто - клейма не научились нормально подделывать и искусственно состаривать: посмотрите на оригинальный предмет, проданный в 2016 году на аукционе Литфонд:

Настоящая статуэтка. Источник: https://www.litfund.ru/auction/38/187/ Фото представлено в образовательных целях
Настоящая статуэтка. Источник: https://www.litfund.ru/auction/38/187/ Фото представлено в образовательных целях

Вот клейма на нем:

Настоящая статуэтка. Источник: https://www.litfund.ru/auction/38/187/ Фото представлено в образовательных целях
Настоящая статуэтка. Источник: https://www.litfund.ru/auction/38/187/ Фото представлено в образовательных целях

А вот клейма с первых попавшихся в продаже перевыпусков и подделок:

Все клейма без растворений, причудливых и случайных форм, неправильных цветов. На первых двух явно видны следы подделки - контуры букв жирные, непропорционально огромные, поставлены будто бы резиновым штампом. Сравните с фото оригинального предмета выше.

Также, заметьте как отличаются донья по форме.

Подделки или перевыпуски?

Отличить обычную подделку и перевыпуск довольно просто.

Подделки изготавливаются кустарно, в том числе с соседних государствах, обычно их характеризует аляпистая раскраска, упрощение и деформация формы предмета, дегенеративные клейма и слишком совершенная и непохожая на оригинальные предметы фарфоровая масса. Такие предметы как правило сразу же распознаются, попав в руки.

Перевыпуски же вполне "законны" - их иногда делают на самих производствах по оригинальным статуэткам, их раскрашивают настоящие художники и все технологические этапы производства близки к оригинальным. Самый явный признак заводского перевыпуска - слегка различающаяся роспись (цветом, манерой (кстати, есть мнение, что это делают специально)), также клейма или не ставятся, или ставятся, но они уже новые, времени пересоздания. Выглядят перевыпуски свежо и прекрасно, на них как правило нет следов бытования.

Как отличить подделку от оригинала?

Ну и не могу не дать несколько советов, чтобы не напороться на подделку

  1. Рассмотрите клейма: есть ли у клейм растворение, правильного ли оно размера и цвета, согласуются ли они с временем создания статуэтки
  2. Сравните контур дна гарантированного оригинала и вашей находки. Они не должны серьезно отличаться
  3. Сравните, как именно располагаются прочие элементы статуэтки относительно дна. Например, выходят ли стопы условной балерины за границы постамента или примыкают к его границе. Это один из наиболее верных способов диагностики.
  4. Возьмите фонарик и посветите в технологическое отверстие на дне, если оно есть. Увидите пыль, стыки швов, следы от карандаша (дети часто балуются и порой засовывают карандаши в статуэтки и черкают внутри них), старые включения в фарфоровую массу - хорошо
  5. Детально изучите роспись на предмете и оригинальной статуэтке, она не должна очень сильно отличаться и должна быть сделана профессионально
  6. Посмотрите на сохранность предмета - если он идеальный - насторожитесь. Если есть склейка старыми и уже коррозированными моментами, БФ'aми - ликуйте. Есть включения и коррозия в фарфоровой массе и вспененная глазурь - отлично. Есть клеймо "Товар несортный" на предмете ЛФЗ - уносите, пока китайские товарищи про него не узнали (но сначала проверьте, ставилось ли оно во время создания статуэтки).
  7. Узнайте историю предмета и посмотрите, что продается одновременно с ним. Если у продавца много одинаковых предметов в продаже или в архиве продаж - это скорее всего не оригинал, будьте осторожны.
  8. Поговорите с продавцом. Продавцы фуфла говорят медовыми речами и тараторят заученные фразы, не наделяя их чувствами. Они устали продавать фальшак и придумывают бред, чтобы заговорить покупателя (отличный пункт для покупки с рук на барахолке).
  9. Спрашивайте советов на тематических форумах. Это бесплатно и действенно. Коллекционеры ненавидят подделки и мошенников - вам с удовольствием помогут.
  10. Сохраняйте фото интересных для вас предметов. Они будут под рукой и вы сможете посмотреть на примерный вид статуэтки и сравнить атрибутированный предмет с ним. Особенно важно сохранять фото гарантированно настоящих предметов.

Эпилог

Может показаться, что я отношусь к своей статуэтке с пренебрежением.

Но нет, я очень ей дорожу, у меня тоже есть лайка, я жил в заполярье, подарили мне статуэтку чудесные и любимые люди.

Статуэтка стоит на полке с моими фарфоровыми сокровищами и очень меня радует, свое предназначение она выполняет с блеском :)

• • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • •

Спасибо за внимание, если было интересно - подписывайтесь и ставьте лайки, мне еще есть что рассказать. В одной из ближайших статей я расскажу, как зарабатывают миллионы на перевыпусках.