Найти в Дзене

3 месяца в Португалии. Самоизоляция.

Прошли мои три месяца в Португалии, прошёл месяц в режиме «безвыездно сидеть в глухой деревне в центре страны и мирно бегать по лесам, когда вокруг происходит информационный и фактический трындец». В целом португальцы ответственно отнеслись к кризисной ситуации, засели дома, и, несмотря на соседство с бедственной Испанией, ситуация на краю Европы более менее под контролем (17 тысяч больных). В нашей небольшой деревушке зафиксировано аж 5 случаев, все эти люди на изоляции. Для меня и для остальных волонтёров риски заразиться сведены к минимуму. С местными общаемся редко и на дистанции, в магазины ходили по двое два раза в неделю (а с этой недели один раз) и в полной защите, постоянно прыщем дезинфектик на руки, наполняем организм свежевыжатым витамином Ц, каждый, без исключения, житель нашего домика начал делать какой-то физический, общеукрепляющий моцион. Второй месяц пошёл, полёт нормальный. Перед тем, как рассказать подробнее про эти тридцать дней в изоляции в таких любопытных условиях, хочу вспомнить, какой насыщенно и полной новых знакомств была жизнь каких-то 40-50 дней назад.

Солнечным субботним утром 29 февраля я собрался мчать в известную студенческую мекку Португалии, в Куимбру, за 130 км от моего Аррокелоша. В Куимбре находится один из старейших универов Европы (но не лучший). Архитектура и древние обычаи, особенно, по слухам, «издевательство» над перваками, дают понять степень античности города. Поездка была совсем не обязательна: в воскресенье у нас начинался проект с большим количеством участников из разных стран (про вирус тогда все шутили, улыбались и иронизировали над Китаем), новые впечатление были обеспечены, но всё-таки желание вырываться исследовать очередное место каждые выходные тянуло меня на этот отчаянный, 24-ёх часовой трип. Отчаянный он из-за сложной логистики общественного транспорта, когда дело касается деревушек по типу моей. Пересадки, долгие переезды и стоянки, дорогие билеты – короче идеальный повод проверить Португальский автостоп ещё раз. Можно много расписать про попутчиков, все интересные были, но оставлю все эти байки на какую-нибудь следующую посиделку. Вот такие цифры: вышел из дома в 8:20, был в Куимбре в 12:30, остановил 4 тачки, в один момент стоял около часа в ожидании машины. 130 км за 4 часа – так себе результат, но и вообще, по личному опыту, на автостоп никогда нельзя рассчитывать, когда требуется уложиться в некоторый тайминг. Вообще интересная карусель размышлений происходит каждый раз, когда начинаешь ловить машину и заглядываешь водителям в глаза: от "правильно ли я выбрал место" до всяких дурных угрызений совести. Рекомендую попробовать всем :)

Моими последними попутчиками была супружеская пара социального работника по вопросам связанным с детьми и тренера/коуча. Разговоришься, они сказали, что едут в город сугубо ради посещения тренинга на тему “Child domestic or sexual violence in the migrant and refugee communities” (для меня было сюрпризом обнаружить существование такой узконаправленной организации, что круто. Вот сайт base.uncrcpc.org). Планов на город у меня особых не было, поэтому я решил с ними. Было человек 15-17, двое парней со мной, всё происходило на португальском, но как же здорово, что средний португалец спокойно говорит по-английски, и мне всегда кто-то пытался объяснить, что происходит. Так вот, обсуждать различные statements по типу “Do you agree, that if woman suffers from domestic violence from her husband, she can leave him at any time” в суб-группе с людьми из Португалии, Бразилии и Мозамбика (бывшие колонии) – это оказался очень вдохновляющий и ещё больше разрушающий всякие стереотипы опыт. Все были удивлены, например, что в Мозамбике закон и его приложение оберегают женщину от домашнего насилия более справедливым образом, нежели чем в Португалии, Бразилии и, тем более, России.

После этого я мирно прогулялся по хорошенькому, но небольшому центру, снял хостел, где сосед из Израиля хвастался своим свеженьким Португальским паспортом и искал, где бы купить спокойный домик за 50 тыщ; зашёл в любимые спальные районы, которые намного более свежие и чистенькие, нежели чем в Порту. Наткнулся на современный театр. Было как раз 20 минут до начала показа, цена для студентов 5 евро, я со всеми внутрь. Постановка про цензуру на радио в давнишние времена диктатуры, все на чистейшем и от того на непоняйтнешем португальском. Места были на отдельном участке сцене, куда актёры периодически захаживали, смотрели на тебя ожидающим взглядом, провоцировали какой-то небольшой интерактив. И сами актёры же сначала проверяли билетики, потом рассаживали зрителей, а после, отыграв полтора часа, разливали пиво в баре при театре. Даже успели со мной перекинуться парой фраз про их безумного русского наставника. И вообще этой ночью город гудел: у студентов был какой-то вымышленный повод, и вся молодёжь очень горячо гуляла далеко за час ночи. Меня хватило только до этого времени, а там надо было с утра подниматься и мчать обратно к себе в деревушку. Всем советую Куимбру, на пару выходных деньков - просто супер, особенно если подгадать со студенческими гуляниями. Вэри отентик.

В театре.
В театре.
Единственное фото города :( Утреннее. Слева, на вершине, тот самый универ.
Единственное фото города :( Утреннее. Слева, на вершине, тот самый универ.

Вернулся я попроще – на поезде и двух машинах – и сразу начались затяжные 9 дней проекта, организацией которого полностью занимался Алекс (наш босс). Темой проекта были мигранты и беженцы. Полноценный ликбез по теме (на статус беженца нужно податься и дождаться, чтобы его одобрили, например); взгляд на ситуацию глазами самих мигрантов и окружения, которое принимает иноземца (по средствам театральной постановки, разбора конкретных конфликт-кейсов); поиск и разработка методов для «создания мостиков» между этими двумя сторонами (небольшие активити, игры, музыкальные развлечения). Приехали 28 человек из 12 стран (у итальянцев уже что-то начиналось по вирусу и их ласково попросили не выезжать из страны, было первое марта), на помощь Алексу, который устроил всю логистику, приехала супружеская пара «facilitator-oв» (те же тренеры/коучи) из Венгрии. И вся наша тусовка тоже помогала. Кто-то занимался кофе-брейком, кто-то постоянно привозил и отвозил необходимые штуковины из деревушки в Риу Майор (в городе у нас была основная локация тренинга, в муниципальной библиотеке), кто-то организовывал бумажки. Я был в команде медиа =) Триин из Эстонии фоткала и фотошопила, Вика из Беларуси монтировала коротенькие видео, а я делал быстрые фоточки, писал ежедневные краткие отчёты, а также пилил сториз в инст-аккаунт организации (вот он https://www.instagram.com/arrouquelas.h2o) Было отлично! Днём разбирать действительно интересную тему в компании прожённых тренеров, весёлых финок, греков, опытных полячек, скромных словаков, расслабленных испанцев и тд; затем пытаться быстренько как-то скомпоновать все события, действия и умозаключения в прилежную, читаемую оболочку английского языка; вечером идти огромной толпой в новый ресторан, ради которых Алекс действительно раскошелился (все отъелись перед карантином, это точно); а после, в неформальной обстановке и с капелькой алкоголя, ещё больше разрушать шаблоны и стереотипы касательно рас, наций и прочих вещей вторичных, когда видишь хорошего человека перед собой. Во время проекта заезжали большие шишки: посол Чехии, руководительница работы с молодежью в нашем регионе, главный по школам в нашем городе. Справедливости ради, можно заметить недочёты в организации всего мероприятия (как, например, заявленный формат Partnership Building Seminar, то есть создание конкретных кросс-национальных партнёрств и связей между организациями стран-участниц, обернулся обычным youth exchang-eм, где с реальным беженцем общались всего 20% участников), но думаю, что все остались довольны.

Встречаю гостей
Встречаю гостей

Все расселись и начали думать.
Все расселись и начали думать.
А после повеселились.
А после повеселились.
Shadow theatre. Одна труппа играет сочиненную постановку на тему миграции, а другая, в момент, пытается скопировать действия актёров. Все говорят на своих родных языках. Зал смеётся. Я в роли беженца.
Shadow theatre. Одна труппа играет сочиненную постановку на тему миграции, а другая, в момент, пытается скопировать действия актёров. Все говорят на своих родных языках. Зал смеётся. Я в роли беженца.

Sharing is caring по-португальски.
Sharing is caring по-португальски.

Под конец, в субботу 7 марта, всем скопом + соседями из деревушки организовали огромное барбекю на 50 человек, продуктами с которого мы потом ещё несколько недель питались. Проект посетил мой товарищ Мустафа. Он поделился своим опытом, поотвечал на вопросы. Ему было нервно всё мероприятие до момента своей речи, но потом всё пошло гладко, и он влился в этот весёлый круговорот национально-индифферентного праздника жизни.

Легендарное барбекю. Видео подготовки скину в чат.
Легендарное барбекю. Видео подготовки скину в чат.
Мустафа познакомился со Стаки.
Мустафа познакомился со Стаки.
Все в сборе.
Все в сборе.
Вручение сертификатов.
Вручение сертификатов.

В воскресенье был заключительный, сугубо туристически-прогулочный день в Лиссабоне, где мы все вместе посетили статую Христа, пляж Капарики, замок Белема, а вечером тем же составом отправились по барам. С каждым заходом количество людей уменьшалось, но градус веселья становился выше. Самые отчаянные и я, как хроник-репортёр, вернулись в хостел в четвёртом часу ночи.

Под статуей Христа.
Под статуей Христа.
На пляже.
На пляже.
Там же.
Там же.
Блошиный рынок, воскресенье же!
Блошиный рынок, воскресенье же!
«Лиссабон стоит на 7 холмах, сегодня мы обойдём все 7». Шутки Алекса.
«Лиссабон стоит на 7 холмах, сегодня мы обойдём все 7». Шутки Алекса.

Эхх, вот даже не вериться, что, возвращаясь 9 марта из Лиссабона, я был рад наступающему затишью и предстоящему отдыху. Десятого марта начались первые случаи в стране, и мы решили переждать пару дней вне школ. И потом с каждым днём количество заболеваний плавно росло и становилось понятно, что в школы в этом сезоне мы вряд ли вернёмся =(

Так вот, как же я и другие волонтёры живём в условиях Emergency State и очень настоятельного, но не строгого режима self-confinement’a. Европейская комиссия, Португальское национальное агентство и наша организация оказали нам достаточную поддержку и, несмотря на очевидную всемирную финансовую катастрофу, наш проект продолжают спонсировать. Также у нас есть выбор закончить всё досрочно без особых проблем, поставить проект на паузу и вернуться через пару месяцев или продолжать оставаться здесь. Все остались здесь, а тем волонтёрам, у которых пребывание здесь заканчивается в Июне, предложили продлить проект на месяц.

Что делаем: поначалу много убирались после столь запоминающегося барбекю; приводили в порядок себя, документацию. Команда медиа заканчивала обработку фоток, написание итогового очерка и подготовку презентации о соли проекта. Постоянно давили апельсины, которые тут срывать можно через каждые десять метров. Красили, копали, выдирали сорняки, ещё убирались, вместе готовили, чинили велики, пытались креативить (создание «весёлых» урн для раздельного мусора или организация субботней корона-вечеринки), убирались … Сейчас из задач у нас: подготовка и засадка огорода, попытка вывести цыплят из яиц наших курочек, роспись стены, постоянное облагораживание деревенского “места силы” – фонтана, выезд раз в неделю за продуктами (35 евро за один поход, столько я на еду никогда не тратил, голодный инстинкт просит больше). Многие ударились в кулинарный креатив. По чесноку, народ в доме хотел бы просто чилить на солнышке или на диванчике, без всякого ручного труда, что вполне справедливо – ехали-то с детишками общаться. Из-за этого Алексу приходится постоянно приходить и нагонять прыти, чтобы расшевелить наше умиротворённое царство.

Красим
Красим

Готовим.
Готовим.

Посещаем заброшки. Это разорившийся после 2008 года гольф клуб. The Golden Eagle.
Посещаем заброшки. Это разорившийся после 2008 года гольф клуб. The Golden Eagle.
Гоняем за продуктами.
Гоняем за продуктами.
«Составляем заявки» на покупку.
«Составляем заявки» на покупку.
Устраиваем вечеринки.
Устраиваем вечеринки.

Католическая Пасха.
Католическая Пасха.

Я лично начал читать Войну и Мир; переслушал огромное количество роликов Екатерины Шульман и Егора Жукова на Эхо Москвы; вспомнил и переиграл весь свой десятилетний гитарный ассортимент; полюбил ухаживать за скотинкой и Стаки; много загорал; вернулся к простым спортивным упражнениям и по-настоящему оценил пробежки по прокатанным лесным тропкам (которых тут пруд пруди), мимо крайне нетипичной для чернозёмских краёв португальской растительности. Бежать мягко, свежо и в целом очень приятно, а ещё, бонусом, по дороге удивлённые лошадки встречаются. Наверное, как и все, начал какие-то онлайн-курсы. И конечно пытаюсь что-то выдумать касательно своего будущего после проекта. До фильмов и сериалов не добрался пока. Единственное разочарование это изучение португальского – говорить не с кем ( «Привет, как дела?» по ихнему на улочке с прохожим, это максимум) и поэтому мотивация увяла =( Вся надежда на клёвое португальское кино, которого я тут немножечко раздобыл.

Об опасностях окружающего мира беспокоимся не очень сильно. Но когда задумываюсь о том, как скоро можно будет снова, без опаски, здороваться с людьми за руки, когда оправятся лоукостеры Ryan и Wizz air’ы, и я смогу воплотить свои Берлинские, Миланские и Парижские мечты в явь, то становится не по себе и хочется спросить: «Кому перевести бабло на изобретение вакцины?». Хотя на прошлых выходных я очухался и осознал, что путешествовать-то можно и на велосипеде! Это конечно же не совсем этически верный поступок в наших условиях (все дома сидят, а я вот так просто подвергаю себя, своих домочадцев и жителей деревушки риску заразиться), но с практической точки зрения, я на велике еду один, никого не трогая и останавливаясь только в живописных и уединённых местах. Но давайте моё субботнее путешествие оставим в тайне от моей организации, на всякий случай =) А съездил я за 20 км и на высоту +250 метров от моего дома, в национальны парк с ветряными мельницами. Эти мельницы (42 штуки) видны из деревушки и всегда манили меня. И вот я к ним поехал. Также как и издали, вблизи они такие же статные и величественные, тихие и размеренные. Там даже можно встать под самой турбиной, тропинки есть, но 20-ти метровые лопасти спокойным тоном советуют держаться на расстоянии. Залипал я на мельницы пару часиков, было время двигаться домой, а как оказалось, это было только начало парка. Дальше были бы водопады и прочая отпадная природа. Нуу, в следующий раз.

-24
-25

-26

Автобусная остановка.
Автобусная остановка.

Друзья и родные, спасибо, что пишите, у меня всё хорошо! Надеюсь вы тоже себя чувствует в порядке и не особо скучаете! Всем безопасных и интересных «выходных».

-28