Найти тему
Маргарита

«Американские горки» для Зулейхи

Периодически возникает ощущение, что сериал катается на «американских горках»: некоторые сцены шедевральные, а некоторые как будто сделаны совершенно другими людьми, причем сугубо непрофессиональными…

Съемки сериала "Зулейха открывает глаза" в Казани, 2019 год. Фото: Маргарита Гафурова
Съемки сериала "Зулейха открывает глаза" в Казани, 2019 год. Фото: Маргарита Гафурова

Видимо, всю эту неделю не избежать нам постов про этот сериал, потому что я продолжаю фанатеть, позволяя разнородным впечатлениями от просмотра себя захватывать. Конечно, чтобы составить взвешенное мнение, нужно посмотреть все полностью, а потом еще пересмотреть, дабы не отвлекаться на разные мимолетности вроде знакомых лиц казанских актеров в кадре.

Тем не менее эти лица – пожалуй, главное, что захватило меня во второй и третьей серии. Потому что главные герои, вот они, никуда не денутся, а то, как решены в сериале персонажи второстепенные, почему-то на данный момент интереснее для меня как для зрителя (да и Гузель Яхина сказала, что многие из них стали ярче, глубже).

***

Во-первых, мой низкий поклон Павлу Густову из Казанского ТЮЗа. Он просто «сделал мой вечер», как сказало бы молодое поколение.

Павел Густов на съемках сериала "Зулейха открывает глаза", 2019 год. Фото: Маргарита Гафурова
Павел Густов на съемках сериала "Зулейха открывает глаза", 2019 год. Фото: Маргарита Гафурова

Его крестьянин, который за время ссылки теряет всю свою семью, получился немногословным, но за счет этого очень ярким и глубоким. Ну а сцена с похоронами последней дочки мне аж душу наизнанку вывернула. Я видела уже что-то подобное, и знаю, где – в фильме «Вор». Правда, там мальчик маму хоронил, кажется. Надо пересмотреть. Но вот это визуальное решение – белый снег и крестик, и молчаливая толпа ссыльных, стоящих плечом к плечу, и Зулейха, которая напяливает ему шапку на голову – сильно.

Во-вторых, орнула, конечно, с Романа Ярыгина в роли ГБ-шника. Кажется, его в книге не было (вот честно, лень перепроверять, братцы!) Сцена, которая как бы намекает на то, что жена профессора готова стать женой декабриста, выглядит нелепо. И из Ярыгина ГБ-шник, как из меня балерина. Тем не менее увидеть его лицо в большой картине я была рада.

В-третьих, не зашел Искандер Хайруллин из Камаловского театра, сыгравший Бакиева - казанского товарища Игнатова. Шаблонный получился образ, а жаль – актер-то хороший!

В-четвертых, повеселила Лидия Пысларь. Она сыграла Груню, и я ее чудом узнала. Дело в том, что на съемках она была вторым режиссером, тем самым человеком, который на всех громко орал и всех строил. А тут ничего себе, Груня :) Приятный сюрприз!

***

Рада видеть Дмитрия Куличкова, Александра Сирина, шикарна в роли Изабеллы Елена Шевченко. На своем месте Александр Баширов, но его герой раскроется попозже.

Однако же абсолютный мой фаворит на данный момент – Сергей Маковецкий. Он для роли профессора Лейбе подошел идеально. А как играет! Не важно ему, какие декорации кругом. Врач, сумасшедший, интеллигент – как живой! Просто браво. Думается, и в условиях «ссылки» и «поселения» он будет столь же органичен. А как он колонну университета нашего отмывал, как будто сам в нем учился :)))) Мастер.

***

Ну и перейдем к деталям и прочим замечаниям уже в целом о сериях.

Университет, я так поняла, играл не самого себя, а «клинику»? Кстати, грязь, которой мы все тут так долго и упорно возмущались, в фильме не очень-то и видна. Вот что крупный план делает!

Кстати, о крупном плане. Вся та сцена, о которой я уже писала (и снимала свое «кино»), с въездом Зулейхи в Казань, получилась какой-то странной. Так долго и упорно они ее снимали, мне казалось, это будет что-то эпическое, а остались по сути рожки да ножки, пара архитектурных деталей, сценка у Кремля, Морозов на фоне Спасской башни да верблюжья морда. Эпизод пролетел за пять минут. Стоило ли так убиваться, ребята, чтобы потом все ТАК порезать? Создалось ощущение, что у них вся пленка со снятым материалом потерялась, и они потом из кусков каких-то понабрали, слепили и нате вам. Если не жить в Казани, то можно и не признать, что это вообще Казань… В общем, странно. Кстати, гору фотографий со съемок можно найти в этом фотоальбоме (снимала я).

Верблюд на съемках сериала "Зулейха открывает глаза", Казань, 2019 год. Фото: Маргарита Гафурова
Верблюд на съемках сериала "Зулейха открывает глаза", Казань, 2019 год. Фото: Маргарита Гафурова

Дикие флешбэки у меня начались от легенды о птице Симург. Это наш лейтмотив, ок, хорошо, красиво, птица, вытоптанная на снегу (реально вытоптанная каким-то несчастным!) – хорошо, отлично. Но когда пошла часть с анимацией, мой мозг пронзило воспоминание о «Ночном дозоре». Помните легенду про девушку, из-за которой пошло деление на Свет и Тьму? В визуальном плане, если убрать из легенды о Симурге татарские орнаменты, получится что-то очень похожее. Скажите мне, что я сумасшедшая, и вся мультипликация по сути одинаковая, и нечего придираться…

Очень понравились сцены с Ангарой. Может быть, потому, что я знаю, что это Кама. Сейчас показывают места где-то под Пермью, ну а дальше будет наш Лаишевский район.

Сцены на воде сняты хорошо. Мне понравилось. И ширь, и мощь, и люди на палубе катерка ютятся. А если, глядя на баржу, вспомнить ощущение от книги и почти прямую аналогию с погибшей «Булгарией», то аж мороз по коже.

А вот сцена с тонущей баржей, на мой взгляд, должна была быть ужаснее и логичнее. В книге она так хорошо описана! И то, как Зулейха тонула – тоже. Ну вот что мы видим? Зулейха спит в рубке. Проснулась – рубка заливается водой, выбраться из нее невозможно. Следующая склейка – Игнатов пытается спасти людей с баржи. Жутковато, но недостаточно! Хоп! – и вот уже наш Ихтиандр вылавливает Зулейху. Как, скажите мне, она из рубки выбралась? Как он нашел ее? Что, как, зачем?! При этом, я знаю, они, снимая эту сцену, чуть не потонули. Должны были плыть к ящику, где была камера, а он уплыл – унесло течением. Поэтому я знаю, что работа была проделана большая, что сцена была опасная, тем более жалко результат, который получился проходным. Но мне легко судить, я ж кино в Каме не снимала никогда. Я зритель, я говорю об ощущениях…

И как раз возникает периодически ощущение, что сериал катается на «американских горках»: некоторые сцены шедевральные, а некоторые как будто сделаны совершенно другими людьми, причем сугубо непрофессиональными…

***

И под конец – самое паршивое. О том, кого хотелось бы скинуть с парохода современности.

Это товарищи Мадянов и Пересильд. Увы, их хотелось потопить вместе с катером.

Первый слишком стар и «привычен» для этой роли. Если Ерыгин на ГБ-шника не тянет, то Мадянов – уже слишком долго и упорно в роли самодуров снимается. Нет, товарищ Кузнец должен быть моложе и задорнее. Они с Игнатовым должны быть где-то на одной волне, а не напоминать отца с непутевым сыном.

На этом фоне заигрывания товарища Кузнеца с Настасьей выглядят вообще чистым фарсом. Что это за сцена купания белого коня? Цель – в очередной раз тельцем блеснуть? Так хватит уже. Наверное, там дальше сюжетный поворотец, придуманный сценаристами, но не вяжется все это с историей, раздражает, отвлекает. Когда второстепенный, проходной персонаж начинает лезть вперед и кричать: «А вот тут еще я есть!» - получается бе. Ломается повествование. Хотя, возможно, во мне просто ревность говорит. Типа тут же Зулейха главная! Но я искренне не понимаю, какого фига эта персона в этом кине забыла, хотя и понимаю, откуда вообще эта тема пошла. У меня даже есть два варианта ответа.

***

Главные герои пока идут ровно. Зулейха цыкает глазами, Игнатов периодически дает ей пинка (особенно в те моменты, когда из него сценаристы не делают полного идиота). Но у них еще тоже все впереди по сути, пока они лишь выступают статистами на фоне большой и жестокой истории страны.

Исполнитель роли Игнатова Евгений Морозов на съемках сериала "Зулейха открывает глаза" в Казани, 2019 год. Фото: Маргарита Гафурова
Исполнитель роли Игнатова Евгений Морозов на съемках сериала "Зулейха открывает глаза" в Казани, 2019 год. Фото: Маргарита Гафурова

***

А вывод прост – смотрим дальше!

***

Читать следующую часть - здесь. «Наконец-то Морозов заиграл!» Впечатление от четвертой серии. Сегодня я впервые села и спокойно посмотрела «Зулейху». Я не бегала из угла в угол, не строчила сотни сообщений родным и знакомым, я тихо сидела на диване и то смеялась, то чуть не плакала. Первое чаще, чем второе.

Читать предыдущую часть - здесь. «Зулейхааааа!» Премьере на "России-1" посвящается... Рассказ о том, как я попала на съемки в Казани – и видео оттуда.