Периодически возникает ощущение, что сериал катается на «американских горках»: некоторые сцены шедевральные, а некоторые как будто сделаны совершенно другими людьми, причем сугубо непрофессиональными…
Видимо, всю эту неделю не избежать нам постов про этот сериал, потому что я продолжаю фанатеть, позволяя разнородным впечатлениями от просмотра себя захватывать. Конечно, чтобы составить взвешенное мнение, нужно посмотреть все полностью, а потом еще пересмотреть, дабы не отвлекаться на разные мимолетности вроде знакомых лиц казанских актеров в кадре.
Тем не менее эти лица – пожалуй, главное, что захватило меня во второй и третьей серии. Потому что главные герои, вот они, никуда не денутся, а то, как решены в сериале персонажи второстепенные, почему-то на данный момент интереснее для меня как для зрителя (да и Гузель Яхина сказала, что многие из них стали ярче, глубже).
***
Во-первых, мой низкий поклон Павлу Густову из Казанского ТЮЗа. Он просто «сделал мой вечер», как сказало бы молодое поколение.
Его крестьянин, который за время ссылки теряет всю свою семью, получился немногословным, но за счет этого очень ярким и глубоким. Ну а сцена с похоронами последней дочки мне аж душу наизнанку вывернула. Я видела уже что-то подобное, и знаю, где – в фильме «Вор». Правда, там мальчик маму хоронил, кажется. Надо пересмотреть. Но вот это визуальное решение – белый снег и крестик, и молчаливая толпа ссыльных, стоящих плечом к плечу, и Зулейха, которая напяливает ему шапку на голову – сильно.
Во-вторых, орнула, конечно, с Романа Ярыгина в роли ГБ-шника. Кажется, его в книге не было (вот честно, лень перепроверять, братцы!) Сцена, которая как бы намекает на то, что жена профессора готова стать женой декабриста, выглядит нелепо. И из Ярыгина ГБ-шник, как из меня балерина. Тем не менее увидеть его лицо в большой картине я была рада.
В-третьих, не зашел Искандер Хайруллин из Камаловского театра, сыгравший Бакиева - казанского товарища Игнатова. Шаблонный получился образ, а жаль – актер-то хороший!
В-четвертых, повеселила Лидия Пысларь. Она сыграла Груню, и я ее чудом узнала. Дело в том, что на съемках она была вторым режиссером, тем самым человеком, который на всех громко орал и всех строил. А тут ничего себе, Груня :) Приятный сюрприз!
***
Рада видеть Дмитрия Куличкова, Александра Сирина, шикарна в роли Изабеллы Елена Шевченко. На своем месте Александр Баширов, но его герой раскроется попозже.
Однако же абсолютный мой фаворит на данный момент – Сергей Маковецкий. Он для роли профессора Лейбе подошел идеально. А как играет! Не важно ему, какие декорации кругом. Врач, сумасшедший, интеллигент – как живой! Просто браво. Думается, и в условиях «ссылки» и «поселения» он будет столь же органичен. А как он колонну университета нашего отмывал, как будто сам в нем учился :)))) Мастер.
***
Ну и перейдем к деталям и прочим замечаниям уже в целом о сериях.
Университет, я так поняла, играл не самого себя, а «клинику»? Кстати, грязь, которой мы все тут так долго и упорно возмущались, в фильме не очень-то и видна. Вот что крупный план делает!
Кстати, о крупном плане. Вся та сцена, о которой я уже писала (и снимала свое «кино»), с въездом Зулейхи в Казань, получилась какой-то странной. Так долго и упорно они ее снимали, мне казалось, это будет что-то эпическое, а остались по сути рожки да ножки, пара архитектурных деталей, сценка у Кремля, Морозов на фоне Спасской башни да верблюжья морда. Эпизод пролетел за пять минут. Стоило ли так убиваться, ребята, чтобы потом все ТАК порезать? Создалось ощущение, что у них вся пленка со снятым материалом потерялась, и они потом из кусков каких-то понабрали, слепили и нате вам. Если не жить в Казани, то можно и не признать, что это вообще Казань… В общем, странно. Кстати, гору фотографий со съемок можно найти в этом фотоальбоме (снимала я).
Дикие флешбэки у меня начались от легенды о птице Симург. Это наш лейтмотив, ок, хорошо, красиво, птица, вытоптанная на снегу (реально вытоптанная каким-то несчастным!) – хорошо, отлично. Но когда пошла часть с анимацией, мой мозг пронзило воспоминание о «Ночном дозоре». Помните легенду про девушку, из-за которой пошло деление на Свет и Тьму? В визуальном плане, если убрать из легенды о Симурге татарские орнаменты, получится что-то очень похожее. Скажите мне, что я сумасшедшая, и вся мультипликация по сути одинаковая, и нечего придираться…
Очень понравились сцены с Ангарой. Может быть, потому, что я знаю, что это Кама. Сейчас показывают места где-то под Пермью, ну а дальше будет наш Лаишевский район.
Сцены на воде сняты хорошо. Мне понравилось. И ширь, и мощь, и люди на палубе катерка ютятся. А если, глядя на баржу, вспомнить ощущение от книги и почти прямую аналогию с погибшей «Булгарией», то аж мороз по коже.
А вот сцена с тонущей баржей, на мой взгляд, должна была быть ужаснее и логичнее. В книге она так хорошо описана! И то, как Зулейха тонула – тоже. Ну вот что мы видим? Зулейха спит в рубке. Проснулась – рубка заливается водой, выбраться из нее невозможно. Следующая склейка – Игнатов пытается спасти людей с баржи. Жутковато, но недостаточно! Хоп! – и вот уже наш Ихтиандр вылавливает Зулейху. Как, скажите мне, она из рубки выбралась? Как он нашел ее? Что, как, зачем?! При этом, я знаю, они, снимая эту сцену, чуть не потонули. Должны были плыть к ящику, где была камера, а он уплыл – унесло течением. Поэтому я знаю, что работа была проделана большая, что сцена была опасная, тем более жалко результат, который получился проходным. Но мне легко судить, я ж кино в Каме не снимала никогда. Я зритель, я говорю об ощущениях…
И как раз возникает периодически ощущение, что сериал катается на «американских горках»: некоторые сцены шедевральные, а некоторые как будто сделаны совершенно другими людьми, причем сугубо непрофессиональными…
***
И под конец – самое паршивое. О том, кого хотелось бы скинуть с парохода современности.
Это товарищи Мадянов и Пересильд. Увы, их хотелось потопить вместе с катером.
Первый слишком стар и «привычен» для этой роли. Если Ерыгин на ГБ-шника не тянет, то Мадянов – уже слишком долго и упорно в роли самодуров снимается. Нет, товарищ Кузнец должен быть моложе и задорнее. Они с Игнатовым должны быть где-то на одной волне, а не напоминать отца с непутевым сыном.
На этом фоне заигрывания товарища Кузнеца с Настасьей выглядят вообще чистым фарсом. Что это за сцена купания белого коня? Цель – в очередной раз тельцем блеснуть? Так хватит уже. Наверное, там дальше сюжетный поворотец, придуманный сценаристами, но не вяжется все это с историей, раздражает, отвлекает. Когда второстепенный, проходной персонаж начинает лезть вперед и кричать: «А вот тут еще я есть!» - получается бе. Ломается повествование. Хотя, возможно, во мне просто ревность говорит. Типа тут же Зулейха главная! Но я искренне не понимаю, какого фига эта персона в этом кине забыла, хотя и понимаю, откуда вообще эта тема пошла. У меня даже есть два варианта ответа.
***
Главные герои пока идут ровно. Зулейха цыкает глазами, Игнатов периодически дает ей пинка (особенно в те моменты, когда из него сценаристы не делают полного идиота). Но у них еще тоже все впереди по сути, пока они лишь выступают статистами на фоне большой и жестокой истории страны.
***
А вывод прост – смотрим дальше!
***
Читать следующую часть - здесь. «Наконец-то Морозов заиграл!» Впечатление от четвертой серии. Сегодня я впервые села и спокойно посмотрела «Зулейху». Я не бегала из угла в угол, не строчила сотни сообщений родным и знакомым, я тихо сидела на диване и то смеялась, то чуть не плакала. Первое чаще, чем второе.
Читать предыдущую часть - здесь. «Зулейхааааа!» Премьере на "России-1" посвящается... Рассказ о том, как я попала на съемки в Казани – и видео оттуда.