«Ретро-рок на марше» – так одной фразой можно описать десятку самых интересных работ первого полугодия в тех стилистиках, которую музыкальные эксперты всего мира привыкли причислять к серьёзным и которые требуют как минимум виртуозного владения инструментами и вокалом, а не навыками интернет- и телевизионного хайпа. Каковы бы ни были причины обращения музыкантов к собственному или постороннему музыкальному наследию былых времён, слушатель, переваливший за собственное 30-летие, должен быть безусловно рад этой ретро-волне. Да и молодому поколению после неожиданного прошлогоднего вполне мэйнстримного успеха американской группы Greta Van Fleet тоже небось интересно, а что там хорошего было послушать еще до их собственного рождения? И рок-альбомы 2019 года, расположенные ниже в алфавитном порядке, дают всем нам такую возможность.
ANTHEM
“Nucleus” (Ward Records / Nuclear Blast)
К сожалению, даже в нашу эру цифрового глобализма японские хэви-группы первого поколения остаются малоизвестными за пределами своей родины. Тем более это странно для квартета Anthem, созданного бас-гитаристом Наотой Шибато в 1981 году и заслужившего в 1990 году чести быть изданным в Европе в количестве аж трёх альбомов. Однако студийных работ у Anthem далеко не три, а 17, в том числе культовейший альбом “Heavy Metal Anthem” (2000), где ранние хиты коллектива перезаписаны с участием не нуждающегося в представлении вокалиста Грэма Боннета. “Nucleus” также представляет нам перезаписанный материал, но уже 2002–2017 годов и безо всяких знатных гостей, просто в современном составе группы. Как это всегда бывает с японскими составами «первого призыва», Anthem и сейчас, мягко говоря, ошарашивает европейского и американского меломана: Наота и его коллеги исполняют и записывают сверхмелодичный и вроде бы банальный по аранжировкам восьмидесятнический хэви-метал с такой энергетикой и самоотречением, какие белому человеку в принципе недоступны. Всё же для нас музыка если и дело жизни, но не настолько, чтобы записывать в общем-то ординарный альбом так, как будто это последнее деяние в жизни. Конечно, если бы подобные работы почаще выходили за пределами Японии, то ничего удивительного в них не было, но коль скоро “Nucleus” – первый неяпонский релиз Anthem за 29 лет, то он заслуживает попадания во все и всяческие чарты просто за подобную энергетическую экзотику и непоколебимую верность корням стиля.
Видеоклип к пьесе "Black Empire"
CANDLEMASS
“The Door To Doom” (Napalm Records)
Порядком утомившая всех поклонников главного дум-металлического состава Скандинавии чехарда с вокалистами решилась в абсолютно современном духе – на 12 альбоме шведов Candlemass к микрофону встал Йохан Лангквист, в далёком 1986-м фигурировавший в качестве специального гостя на дебюте группы в грамзаписи, LP “Epicus Doomicus Metallicus”. Может показаться, что это не более чем рекламный ход, как и гостевое соло лидера Black Sabbath Тони Айомми в номере “Astorolus – The Great Octopus”, однако ничего подобного. “The Door To Doom” – это совершенно классический, несложный музыкально дум-металлический альбом, в очередной раз при этом продемонстрировавший совершенно незаурядные таланты лидера состава, бас-гитариста Лейфа Эдлинга как выдающегося композитора-мелодиста с совершенно узнаваемым индивидуальным почерком. Огромным плюсом альбома видится и его намеренно простое, точнее говоря – классическое продюсирование: никаких модных обработок на гитарах, все умения создать совершенно апокалипсический звук, не выходящий за рамки хэви-мэйнстрима – по-прежнему в руках дуэта гитаристов и в умениях Лейфа как саунд-продюсера. Наверное, к альбому может быть применена лучшая похвала в дум-метале: создаётся впечатление, что альбом создан и записан не в нашу эру высоких технологий, и даже не в 1986 году, а как бы вообще не в середине 70-х. Какие ещё нужны комплименты для подобной хэви-классики?
Аудиоклип к пьесе "The Omega Circle"
DREAM THEATER
“Distance Over Time” (Inside Out Music)
Наверное, даже самый дотошный поклонник нью-йоркских королей прогрессив-метала согласится с тем, что лучшим у группы так и остался её второй, стилеобразующий альбом “Images And Words” (1992). Однако сами музыканты группы до позапрошлогоднего концертного турне “Images And Words Revisted”, посвященного как раз четвертьвековому юбилею этой работы (и на концертах которого альбом игрался целиком) делали вид, что лично им это то ли неизвестно, то ли неинтересно. К счастью, выводы были сделаны правильные: “Distance Over Time”, несмотря на уже давнее отсутствие в группе её создателя, барабанщика Майка Портного, оказался самым близким к “Images And Words” альбомом со времен столь же достойного его последователя “Awake” (1994). Причем большая часть материала решена здесь даже не в стилистике прогрессив-метала, но на стыке коммерческого хард-н-хэви и технократического AOR'а («рока для взрослых») при весьма совершенной вокальной мелодике и заманчивых инструментальных хуках в припевах и даже вне их. Проявляя некоторую смелость, можно с легкостью сравнить материал нового альбома с классикой Kansas и Deep Purple – что ж, музыканты квинтета никогда не скрывали, какие группы 70-х оказали на них гигантское влияние.
Видеоклип к пьесе "Fall Into The Light"
FLOTSAM AND JETSAM
“The End Of Chaos” (AFM Records)
Поздней осенью далёкого 1986 года аризонские трэш-металлисты Flotsam And Jetsam, имея в активе более чем приличный дебют “Doomsday For The Deceiver” (1986), пожертвовали своим лидером, бас-гитаристом Джесоном Ньюстедом в пользу коллег-конкурентов Metallica. После этого творческого запала у группы хватило ровно на один альбом, а дальше её материал скатился в совершеннейшую невнятицу – создаётся впечатление, что квинтет держался вместе только благодаря вышеупомянутой исторической заслуге. Но три года назад всё изменилось: новый контракт с AFM Records даровал слушателю безымянный альбом (2016), после которого только и оставалось, что задать вопрос: а почему это Flotsam And Jetsam ещё не причислен к лику величайших имён трэш-метала? Конечно, говорить о чистом трэш-метале и тогда не приходилось, а сейчас уж тем более: материал “The End Of Chaos” – это пауэр-трэш, скроенный по лекалам второй половины 80-х, но сыгранный и записанный с совершенно нечеловеческой энергетикой. Всё, что можно сказать об этом альбоме, укладывается в два слова: инструменталисты взбесились, но эта исполнительская ярость очень идёт к удивительно мелодичным номерам и совершенно изменившейся вокальной манере одного из старожилов группы Эрика Кнутсона, ныне удачно творящим себе кумира из фронтмена Iron Maiden Брюса Дикинсона.
Видеоклип к пьесе "Demolition Man"
IRON SAVIOR
“Kill Or Get Killed” (AFM Records)
Какое бы не стояло десятилетие на дворе, а немецкой состав Iron Savior, начинавшийся как чисто студийный проект ещё школьных друзей, поющего продюсера и гитариста Пита Зилька и лидера Gamma Ray, гитариста и вокалиста Кая Хансена (экс-Helloween), так и остался едва ли не единственным рок-коллективом единой Германии, избегающий некоторой обидной бесхозяйственсти в написании и записи студийного материала. Причём после ухода Кая проект, обратившийся в полноценную рок-группу, стал только краше – благо наступили новые времена, когда ретро-метал вошёл в небольшую, но устойчивую моду. Нельзя сказать, что “Kill Or Get Killed” радикально отличается от всех работ, записанных составом с 2002 года, и тем не менее нельзя лишний раз порадоваться за продюсерскую работу Пита, идущую от его профессионализма как продюсера, чёткого целеполагания и явного желания не быть похожим на все остальные группы немецкой нелёгкой сцены. Новый альбом вновь звучит как работа загадочной американской хэви-группы из такой глубинки, куда модные новшества не доходят, но при этом безо всякой низкобюджетности и продюсерской халтуры. Конечно, кто-то заметит, что всё, что сыграно на “Kill Or Get Killed”, мы слышали уже примерно миллион раз, но для меломана, хоть что-то понимающего в студийном звучании, здесь важно не то, что сыграно, а то, как сыграно и записано.
Видеоклип к пьесе “Kill Or Get Killed”
THE RODS
“Brotherhood Of Metal” (Steamhammer / SPV)
Над такими альбомами, как новинка от несгибаемого нью-йоркского хэви-трио, принято смеяться в мэйнстримовых СМИ и обзывать оные нехорошими словами в леваческой модной рок-прессе. Но, кажется, со смертью лидера Motörhead Лемми Килмистера, на лице Земли больше не осталось группы, почти также незамысловато выражающей суть хэви-метала – кроме собственно The Rods. До сего момента The Rods рассматривались как эдакая сноска в истории стиля, ведь бессменным гитаристом группы является двоюродный брат покойного Ронни Джеймса Дио, Дэвид Файнштайн, некогда игравший со своим родственником ещё в группах Electric Elves и Elf – но сейчас у парней есть все шансы вернуть себе гордое и реальное звание первопроходцев «американского металла» 80-х. Главным же преимуществом “Brotherhood Of Metal” видится как раз его теоретически глупая, а на самом деле идейная одномерность, выражаемая и его названием и обложкой, и уж тем более музыкальным материалом, имеющим тем не менее известное сходство с дебютным альбомом как раз группы Dio “Holy Diver” (1983). Предыдущий альбом трио, “Vengeance” (2011), прошел фактически незамеченным из-за отсутствия европейского релиза, однако текущая моде на ретро-рок и ретро-метал просто взывает к тому, чтобы обратить имя The Rods в не менее значимое, чем у другого упомянутого здесь трио.
Текстовой видеоклип к пьесе "Louder Than Loud"
JORDAN RUDESS
“Wired For Madness” (Music Theories Recordings / Mascot Label Group)
Вы всё ещё сомневаетесь, что нынешний музыкант Dream Theater Джордан Рьюдс – один из лучших и самых оригинально мыслящих рок-клавишников современности? Тогда к вам спешит его новая и, без сомнения, самая амбициозная работа, идейно-музыкальным стержнем которой является двухчастный 35-минутный (!) титульный трек, наглядно показывающий всякому желающему, кто на заре 2020-х годов оказывается истинным наследником покойного Кита Эмерсона. И, несмотря на то, что среди знатных гостей на записи оказались коллеги Джордана по Dream Theater, вокалист Джеймс ЛяБри и гитарист Джон Петруччи, параллелей с основным составом музыканта особо не просматривается – помимо наследий Кита ему, как всегда, ближе классическое творчество соотечественников Kansas 70-х и – новинка! – поп-джаз совершенно кабаретного разбора. Впрочем, здесь имеются и отсылки к блюз-року – ещё одним гостем альбома оказался сверхпопулярный ныне условно молодой блюзмен со стажем Джо Бонамасса. Как говорится – слушать не переслушать, но еще больше восхищает, что “Wired For Madness” является именно тем альбомом клавишника-виртуоза, какие существовали исключительно во времена расцвета сложных музыкальных арт-роковых форм, то есть в 70-е. Параллели с работами не только Emerson, Lake And Palmer, но и Рика Уэйкмана и Дэйва Гринслэйда тех времён напрашиваются сами собой – и не только инструментарием главного героя. Как и те великие альбомы, новинка от Джордана требует нетипичного для нынешней цифровой эпохи сосредоточённости слушателя и вдумчивого знакомства с материалом альбома, предпочтительнее на качественной звуковой аппаратуре.
Текстовой видеоклип к пьесе “Wired For Madness Pt. 1”
STRAY CATS
“40” (Surfdog Records / BMG)
Консервативная рок-пресса всего мира сходит с ума от счастья и уже величает юбилейный альбом в честь собственно 40-летия главного рокабилли-трио планеты не иначе как лучшей работой группы со времён её третьего LP “Built For Speed” (1982). Радость понятна и объяснима, тем более чnо два последних альбома Stray Cats, “Choo Choo Hot Fish” (1992) и кавер-сборник “Original Cool” (1993), обе записанные после второго реюниона, не отражали всей задорной прямолинейности, которым трио и прославилось. Другое дело, что между 1993 и 2019 годами лежала славная эпоха работы лидера группы, певца и гитариста Брайана Зетцера с собственным биг-бэндом The Brian Setzer Orchestra, и идиомы свинга так крепко въелись в сознание Брайана, что “40” не слишком схож музыкально с ранними, совсем музыкально простыми работами Stray Cats. Теперь гитарные партии безусловно красивы, хотя и в меру усложнены, но всё равно трио исполняет не «актуальную музыку», но откровенный ретро-материал, причём не важно, происходит это 40 лет тому назад или прямо сейчас. Однако этот лёгкий отход от канонов былого и очевидное превращение группы в крайне усечённую версию The Brian Setzer Orchestra нисколько не мешает тем кто готов плясать под эти песни до упаду: в Германии и Финляндии “40” попал в национальные альбомные Top-10, на шестое и седьмое места соответственно.
Видеоклип к пьесе "Rock It Off"
MIKE TRAMP
“Stray From The Flock” (Target / Mighty Music)
В тот самый момент, когда уже никто не ждал от бывшего лидера групп Freak Of Nature и White Lion, певца и «немного гитариста» Майка Трампа, ничего, кроме акустических концертных программ и столь же тихих альбомов, он ошарашил мир как бы не лучшей студийной работой со времён своего дебютного сольника “Capricorn” (1997), причём записанным с нормальным рок-составом. Ещё бы, 22 года назад то был последний альбом, записанный Майком почти безо всяких влияний со стороны альтернативного рока. Но с такими новыми песнями он смело может выступать хоть в клубе на 200 слушателей, хоть – причём вполне успешно – на серьёзном стадионе в немаленьком посёлке городского типа где-то на просторах Аризонщины или Огайщины. «Ничего особенного не делал, оно само так получилось», – так с лёгким сердцем мог бы сказать Майк о “Stray From The Flock”. И что тут действительно особенного? Майк очень ловко балансирует между поп-роком и совсем простым и неагрессивным байкер-роком – на выходе получились эдакие песни мотоциклетных ковбоев, которые не задумываются о длине своих творений и даже неочевидных источниках вдохновения: «едет и поёт». Если совсем кратко – давненько не приходилось получать от ветеранов 80-х такого альбома, который хочется назвать и пошло, и политкорректно – то есть личным и с человеческим лицом. Только в данном случае это никакая не пошлость, а истинная правда.
Видеоклип к пьесе "Dead End Ride"
WHITESNAKE
“Flesh & Blood” (Frontiers Music)
Хождение бывшего фронтмена Deep Purple Дэвида Ковердэйла по второму кругу собственной музыкальной эволюции началось ещё в 1997 году с выходом альбома Whitesnake “Restless Heat”, носившему имя группы исключительно в силу коммерческих (и несбывшихся) расчётов издателей, а на деле являвшегося сольной блюз-роковой работой вокалиста. Понадобилось 22 года студийных проб и ошибок, а равно и отменных концертных программ со старым материалом, пока Дэвид и его музыканты добрались до вообще-то давно чаемой поклонниками попытки записать новую версию исторического, без преувеличения, альбома “1987”, он же – просто “Whitesnake”. Поздравим рок-ветерана – альбом определённо удался, причём группа сумела избежать и продюсерской оструганности “1987”, и не самого лучшего цифрового звука двух последних студийных работ. На сей раз группа комбинирует технократический исполнительский подход, свойственный двум её американским альбомам (1987 и 1989) и манеру написания материала в духе незабвенных номеров «джинсового» периода существования группы (1978–1984), да ещё внимательно следит за звуком. Результат прекрасен: украшенный неотразимыми балладами, “Flesh & Blood” ни в коем случае не роняет имя группы Whitesnake и одновременно очень хорошо укладывается в тренд ретро-рока, понятное тяготение к которому почувствовали все старожилы большой рок-сцены.
Видеоклип к пьесе "Shut Up & Kiss Me"
Рецензия первоначально опубликована на Web-сайте Soyuz.ru.
• Поддерживайте канал «Говорит Всеволод Баронин» лайком публикации и подпиской на канал. •