Найти тему
РАЭК

Исследование РАЭК: Экономика Рунета в эпоху COVID-19 — растем и трансформируемся

15 апреля 2020 года в стартовал 24-й Российский Интернет-Форум (РИФ+КИБ) 2020. Впервые в истории форума открытие прошло в онлайн-формате (РИФ.онлайн). 

В рамках главной аналитической панели форума РАЭК презентовала самые свежие цифры исследования “Экономика Рунета 2019-2020”.

Напомним, РАЭК разработан отраслевой подход к описанию и измерению “Экосистемы цифровой экономики России” и “Экономики Рунета”. 

Он базируется на декомпозиции Экосистемы на 7 хабов (государство и общество, маркетинг и реклама, финансы и торговля, инфраструктура и связь, медиа и развлечения, кибербезопасность, образование и кадры), 10 срезов (аналитика и данные, бизнес-модели, разработка, дизайн, интерфейсы, юзабилити; интернет вещей, Mobile, гаджеты и железо, AI и BIG Data, регулирование, платформы, стартапы и инвестиции), 3 уровня (начальный, средний, гуру)

Подробнее о методике описания “Экосистемы цифровой экономики России” и измерения “Экономики Рунета”: ЭкономикаРунета.рф.

Главные выводы исследования (апрель 2020)

Директор РАЭК Сергей Плуготаренко озвучил 15 апреля главные выводы исследования:

“Вклад экономики Рунета в экономику России в 2019 году составил 6,4 трлн рублей. При этом вклад основных сегментов составил 4,7 трлн рублей, показав прирост на 19% относительно 2018 года. Рассмотрим вклад отдельных хабов: маркетинг и реклама — 314 млрд руб.; инфраструктура — 126,8 млрд руб.; электронная коммерция — 4172,8 млрд руб.; медиа и развлечения — 85,7 млрд руб.. Непосредственный вклад мобильной экономики мы оцениваем в 1,7 трлн рублей”. 

Четыре сценария развития Рунета: 

  • Инновационный (до 2014 года) - формирование рынков, резкий рост до 50% в год
  • Негативный (2014-2015 годы) - влияние общеэкономического кризиса 2014-2015 гг. Двукратное снижение темпов роста.
  • Стабилизационный (2016-2019 годы) - восстановление после кризиса и переход к устойчивому росту в среднем на 15-20% в год
  • Кризисный (2020-?) 
“В 2020 году наиболее вероятна реализация последних двух сценариев: негативного (рост 6-10%) или кризисного (рост до 6%). Отмечу негативные внешние факторы: пандемия COVID-19, падение курса рубля, глобальное переформатирование экономики и общественных отношений, политика.  Скорость происходящих изменений пока не позволяет дать точные прогнозы. Существуют опасения, что экономический кризис будет намного глубже, чем кризис 2014-2015 гг”, — подчеркнул Сергей Плуготаренко. 
-2

По данным Mediascope в феврале 2020 года аудитория Рунета составила 96,7 млн человек или 79% населения страны (это те пользователи, которые пользуются интернетом хотя бы раз в месяц): 

  • Рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил +4,2%. 
  • При этом 90% пользователей интернета заходят в сеть каждый день. 
  • Аудитория мобильного интернета в России составляет 86,2 млн человек или 70,5% населения страны, а эксклюзивная аудитория составляет 34 млн человек. 
  • Мобильный телефон является основным источником интернет-трафика, а десктоп продолжает терять аудиторию. 
-3

Мобильная Экономика России трудоустроила 470 тыс. человек

Директор РАЭК также представил данные по количеству людей занятых в ИКТ-отраслях. 

Общая численность ИКТ-кадров в России в 2019 году составила 1,8 млн человек (данные АПКИТ).

Из них:

  • 0,95 млн – заняты в ИТ-сфере в организациях различных отраслей экономики и в госучреждениях
  • 0,5 млн – заняты в ИТ-отрасли
  • 0,35 млн – заняты в сфере телекоммуникаций

Доля ИКТ-кадров среди экономически активного населения России составляет 2,4%. Аналогичный показатель в среднем по Европе составляет 3,9%, в Финляндии  - 7%, в Великобритании - 5%, в Норвегии - 4,5%, в Чехии, Франции, Германии - 4%, в Польше - 3%.

470 тыс. человек составляет сегодня общее число рабочих мест в России, связанных с сектором разработки мобильных технологий. Такие данные получены по результатам исследования влияния мобильных технологий на занятость в России, которое РАЭК реализовал совместно с НИУ ВШЭ при поддержке Google.
По числу рабочих мест Россия занимает 3 место в мире, уступая только США (1729 тыс. человек) и Японии (579 тыс. человек).
Около 1,1 млн человек составит число рабочих мест, связанных с разработкой мобильных технологий к 2022 году в связи с предполагаемым расширением спроса на мобильные решения со стороны бизнеса и населения. Среднегодовые темпы роста оцениваются в 24%”, — отметил Сергей. 

-4

Прогнозы развития отдельно по сегментам

  • Маркетинг и реклама (прогноз по сегменту на 2020 год)

Аналитики РАЭК выделили 2 сценария (без учета и с учетом влияния пандемии COVID-19):

  • Сценарий “до событий марта 2020”: 
  • +18% по итогам 2020 года
  • 370 млрд руб. - прогнозируемый объем
  • Сценарий “с учетом событий марта-апреля 2020”:
  • +10% по итогам 2020 года
  • 346 млрд руб. - прогнозируемый объем

Ожидаемые негативные тенденции:

  • отказ от рекламных размещений либо перенос рекламных кампаний на более поздние сроки
  • отказ от экспериментов с рекламными форматами, переориентация бюджетов на более дешевый инвентарь
  • наиболее сильное падение ожидается на рынке медийной рекламы

Факторы поддержки:

  • Повышение доступности рекламных кампаний за счет дешевого инвентаря
  • Востребованность контекстной рекламы и других Performance-форматов
  • перенос рекламных кампаний из офлайна в онлайн
  • рост рекламной активности со стороны наименее затронутых кризисом игроков (онлайн-обучение, фуд-ритейл и доставка готовой еды, сервисы с развлекательным контентом)
  • Электронная коммерция (прогноз по сегменту на 2020 год)

Аналитики РАЭК выделили 2 сценария ((без учета и с учетом влияния пандемии COVID-19):

  • Сценарий “до событий марта 2020”: 
  • +18% по итогам 2020 года 
  • 4912 млрд руб. - прогнозируемый объем
  • Сценарий “с учетом событий марта-апреля 2020”:
  • +6% по итогам 2020 года 
  • 4426 млрд руб. - прогнозируемый объем

Ожидаемые негативные тенденции:

  • падение количества заказов и величины среднего чека. Товарные категории в группе риска: одежда и обувь, товары для отдыха и путешествий, бытовая и аудио/видео техника. Наименьшее снижение ожидается по группам товаров “первой необходимости”: продукты питания и доставка готовой еды, товары для здоровья, детские товары, зоотовары
  • перебои с поставками товаров из-за рубежа и существенное повышение их стоимости
  • нулевая или отрицательная динамика рынка онлайн-тревел, транспортных услуг

Факторы поддержки:

  • сохранение спроса на отдельные группы товаров
  • снятие ограничений на дистанционную торговлю лекарственными средствами
  • формирование привычки к онлайн-покупкам
  • C2C-коммерция
  • онлайн-образование и дистанционное обучение
  • рост доли безналичных платежей
  • Инфраструктура (прогноз по сегменту на 2020 год)

Аналитики РАЭК выделили 2 сценария ((без учета и с учетом влияния пандемии COVID-19):

  • Сценарий “до событий марта 2020”: 
  • +21% по итогам 2020 года
  • 153 млрд руб. - прогнозируемый объем
  • Сценарий “с учетом событий марта-апреля 2020”:
  • +8% по итогам 2020 года
  • 137 млрд руб. - прогнозируемый объем

Ожидаемые негативные тенденции:

  • сворачивание долгосрочных проектов по развитию инфраструктуры
  • снижение доходов регистраторов доменов из-за невозможности клиентов оплачивать их услуги
  • дополнительные издержки в связи с реализацией регуляторных требований

Факторы поддержки:

  • рост спроса на облачные технологии в связи с массовым переходом на удаленную работу 
  • необходимость выполнения положений законодательства в части локализации хранения данных
  • Цифровой контент (прогноз по сегменту на 2020 год)

Аналитики РАЭК выделили 2 сценария (без учета и с учетом влияния пандемии COVID-19):

  • Сценарий “до событий марта 2020”: 
  • +14% по итогам 2020 года
  • 98 млрд руб. - прогнозируемый объем
  • Сценарий “с учетом событий марта-апреля 2020”:
  • +8 по итогам 2020 года
  • 93 млрд руб. - прогнозируемый объем

Ожидаемые негативные тенденции:

  • падение доходов от размещения рекламы
  • снижение платящей доли аудитории

Факторы поддержки:

  • рост потребления контента
  • повышение вовлеченности аудитории
  • потоковые сервисы с оплатой за подписку
  • рост игрового сегмента, в том числе за счет привлечения новых пользователей