15 апреля 2020 года в стартовал 24-й Российский Интернет-Форум (РИФ+КИБ) 2020. Впервые в истории форума открытие прошло в онлайн-формате (РИФ.онлайн).
В рамках главной аналитической панели форума РАЭК презентовала самые свежие цифры исследования “Экономика Рунета 2019-2020”.
Напомним, РАЭК разработан отраслевой подход к описанию и измерению “Экосистемы цифровой экономики России” и “Экономики Рунета”.
Он базируется на декомпозиции Экосистемы на 7 хабов (государство и общество, маркетинг и реклама, финансы и торговля, инфраструктура и связь, медиа и развлечения, кибербезопасность, образование и кадры), 10 срезов (аналитика и данные, бизнес-модели, разработка, дизайн, интерфейсы, юзабилити; интернет вещей, Mobile, гаджеты и железо, AI и BIG Data, регулирование, платформы, стартапы и инвестиции), 3 уровня (начальный, средний, гуру).
Подробнее о методике описания “Экосистемы цифровой экономики России” и измерения “Экономики Рунета”: ЭкономикаРунета.рф.
Главные выводы исследования (апрель 2020)
Директор РАЭК Сергей Плуготаренко озвучил 15 апреля главные выводы исследования:
“Вклад экономики Рунета в экономику России в 2019 году составил 6,4 трлн рублей. При этом вклад основных сегментов составил 4,7 трлн рублей, показав прирост на 19% относительно 2018 года. Рассмотрим вклад отдельных хабов: маркетинг и реклама — 314 млрд руб.; инфраструктура — 126,8 млрд руб.; электронная коммерция — 4172,8 млрд руб.; медиа и развлечения — 85,7 млрд руб.. Непосредственный вклад мобильной экономики мы оцениваем в 1,7 трлн рублей”.
Четыре сценария развития Рунета:
- Инновационный (до 2014 года) - формирование рынков, резкий рост до 50% в год
- Негативный (2014-2015 годы) - влияние общеэкономического кризиса 2014-2015 гг. Двукратное снижение темпов роста.
- Стабилизационный (2016-2019 годы) - восстановление после кризиса и переход к устойчивому росту в среднем на 15-20% в год
- Кризисный (2020-?)
“В 2020 году наиболее вероятна реализация последних двух сценариев: негативного (рост 6-10%) или кризисного (рост до 6%). Отмечу негативные внешние факторы: пандемия COVID-19, падение курса рубля, глобальное переформатирование экономики и общественных отношений, политика. Скорость происходящих изменений пока не позволяет дать точные прогнозы. Существуют опасения, что экономический кризис будет намного глубже, чем кризис 2014-2015 гг”, — подчеркнул Сергей Плуготаренко.
По данным Mediascope в феврале 2020 года аудитория Рунета составила 96,7 млн человек или 79% населения страны (это те пользователи, которые пользуются интернетом хотя бы раз в месяц):
- Рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил +4,2%.
- При этом 90% пользователей интернета заходят в сеть каждый день.
- Аудитория мобильного интернета в России составляет 86,2 млн человек или 70,5% населения страны, а эксклюзивная аудитория составляет 34 млн человек.
- Мобильный телефон является основным источником интернет-трафика, а десктоп продолжает терять аудиторию.
Мобильная Экономика России трудоустроила 470 тыс. человек
Директор РАЭК также представил данные по количеству людей занятых в ИКТ-отраслях.
Общая численность ИКТ-кадров в России в 2019 году составила 1,8 млн человек (данные АПКИТ).
Из них:
- 0,95 млн – заняты в ИТ-сфере в организациях различных отраслей экономики и в госучреждениях
- 0,5 млн – заняты в ИТ-отрасли
- 0,35 млн – заняты в сфере телекоммуникаций
Доля ИКТ-кадров среди экономически активного населения России составляет 2,4%. Аналогичный показатель в среднем по Европе составляет 3,9%, в Финляндии - 7%, в Великобритании - 5%, в Норвегии - 4,5%, в Чехии, Франции, Германии - 4%, в Польше - 3%.
“470 тыс. человек составляет сегодня общее число рабочих мест в России, связанных с сектором разработки мобильных технологий. Такие данные получены по результатам исследования влияния мобильных технологий на занятость в России, которое РАЭК реализовал совместно с НИУ ВШЭ при поддержке Google.
По числу рабочих мест Россия занимает 3 место в мире, уступая только США (1729 тыс. человек) и Японии (579 тыс. человек).
Около 1,1 млн человек составит число рабочих мест, связанных с разработкой мобильных технологий к 2022 году в связи с предполагаемым расширением спроса на мобильные решения со стороны бизнеса и населения. Среднегодовые темпы роста оцениваются в 24%”, — отметил Сергей.
Прогнозы развития отдельно по сегментам
- Маркетинг и реклама (прогноз по сегменту на 2020 год)
Аналитики РАЭК выделили 2 сценария (без учета и с учетом влияния пандемии COVID-19):
- Сценарий “до событий марта 2020”:
- +18% по итогам 2020 года
- 370 млрд руб. - прогнозируемый объем
- Сценарий “с учетом событий марта-апреля 2020”:
- +10% по итогам 2020 года
- 346 млрд руб. - прогнозируемый объем
Ожидаемые негативные тенденции:
- отказ от рекламных размещений либо перенос рекламных кампаний на более поздние сроки
- отказ от экспериментов с рекламными форматами, переориентация бюджетов на более дешевый инвентарь
- наиболее сильное падение ожидается на рынке медийной рекламы
Факторы поддержки:
- Повышение доступности рекламных кампаний за счет дешевого инвентаря
- Востребованность контекстной рекламы и других Performance-форматов
- перенос рекламных кампаний из офлайна в онлайн
- рост рекламной активности со стороны наименее затронутых кризисом игроков (онлайн-обучение, фуд-ритейл и доставка готовой еды, сервисы с развлекательным контентом)
- Электронная коммерция (прогноз по сегменту на 2020 год)
Аналитики РАЭК выделили 2 сценария ((без учета и с учетом влияния пандемии COVID-19):
- Сценарий “до событий марта 2020”:
- +18% по итогам 2020 года
- 4912 млрд руб. - прогнозируемый объем
- Сценарий “с учетом событий марта-апреля 2020”:
- +6% по итогам 2020 года
- 4426 млрд руб. - прогнозируемый объем
Ожидаемые негативные тенденции:
- падение количества заказов и величины среднего чека. Товарные категории в группе риска: одежда и обувь, товары для отдыха и путешествий, бытовая и аудио/видео техника. Наименьшее снижение ожидается по группам товаров “первой необходимости”: продукты питания и доставка готовой еды, товары для здоровья, детские товары, зоотовары
- перебои с поставками товаров из-за рубежа и существенное повышение их стоимости
- нулевая или отрицательная динамика рынка онлайн-тревел, транспортных услуг
Факторы поддержки:
- сохранение спроса на отдельные группы товаров
- снятие ограничений на дистанционную торговлю лекарственными средствами
- формирование привычки к онлайн-покупкам
- C2C-коммерция
- онлайн-образование и дистанционное обучение
- рост доли безналичных платежей
- Инфраструктура (прогноз по сегменту на 2020 год)
Аналитики РАЭК выделили 2 сценария ((без учета и с учетом влияния пандемии COVID-19):
- Сценарий “до событий марта 2020”:
- +21% по итогам 2020 года
- 153 млрд руб. - прогнозируемый объем
- Сценарий “с учетом событий марта-апреля 2020”:
- +8% по итогам 2020 года
- 137 млрд руб. - прогнозируемый объем
Ожидаемые негативные тенденции:
- сворачивание долгосрочных проектов по развитию инфраструктуры
- снижение доходов регистраторов доменов из-за невозможности клиентов оплачивать их услуги
- дополнительные издержки в связи с реализацией регуляторных требований
Факторы поддержки:
- рост спроса на облачные технологии в связи с массовым переходом на удаленную работу
- необходимость выполнения положений законодательства в части локализации хранения данных
- Цифровой контент (прогноз по сегменту на 2020 год)
Аналитики РАЭК выделили 2 сценария (без учета и с учетом влияния пандемии COVID-19):
- Сценарий “до событий марта 2020”:
- +14% по итогам 2020 года
- 98 млрд руб. - прогнозируемый объем
- Сценарий “с учетом событий марта-апреля 2020”:
- +8 по итогам 2020 года
- 93 млрд руб. - прогнозируемый объем
Ожидаемые негативные тенденции:
- падение доходов от размещения рекламы
- снижение платящей доли аудитории
Факторы поддержки:
- рост потребления контента
- повышение вовлеченности аудитории
- потоковые сервисы с оплатой за подписку
- рост игрового сегмента, в том числе за счет привлечения новых пользователей