Друзья, жмите на кнопку ⇑ Подписаться 👆, чтобы не пропустить новые интересные публикации ☺.
► Тег моей авторской рубрики по обзору музыкального оборудования (клик!): #id-музобзор
Наверняка, многие слышали такие фразы: “играть с подложкой”, “работать под минус”, “барабанщик использует клик”. Это довольно распространенная ситуация, когда в составе музыкального коллектива нет клавишника, поэтому на своих живых выступлениях используются заранее записанные в студии playback-треки с синтезаторными звуками.
Аналогично и с мастер-классами барабанщиков, гитаристов, вокалистов, клавишников. Как правило, на таких мероприятиях они работают в одиночку или с ограниченным составом других музыкантов на сцене, поэтому для таких ребят плейбек-треки с минусовками являются жизненной необходимостью.
Обычно принято считать, что реализация многоканальной подложки для живого концерта — дело финансово затратное и технически сложное. Ведь, помимо всего прочего, необходимо заранее позаботиться и о надежности такой схемы.
Типовая схема базового многоканального playback
В качестве примера, давайте рассмотрим барабанщика, который играет с группой “под клик”. Барабанщик работает на сцене в наушниках, в которых он должен слышать заранее подготовленный трек с метрономом (кликом).
Предположим, что в группе по какой-то причине нет басиста, поэтому партия бас-гитары для выступления прописана заранее на студии. Кроме того, музыканты дополнительно используют стерео трек для воспроизведения записанных ранее клавишных партий и бэк-вокала.
Итого, получаем следующую схему коммутации:
- первый моно канал — это клик,
- второй моно канал — записанная партия бас-гитары,
- третий и четвертый (как левый и правый каналы единой стереопары) — это клавишные партии и бэк-вокал.
В общей сложности речь идет о треках с 4-мя моно-каналами, которые должны синхронно воспроизводиться и, независимо друг от друга, направляться прямиком на пульт концертного звукорежиссера.
Как всё это обычно было реализовано
В прежние времена, музыканты должны были бы использовать, скорее всего, дорогостоящий Macbook*, на борту которого в обязательном порядке находился бы мультидорожечный DAW секвенсор (Reaper, Logic Pro, Cubase и проч.) с заранее подготовленным потрековым проектом. Лицензии на подобный софт стоят денег, равно как и сам Макбук (девайс не из дешевых).
* Подавляющее большинство музыкантов-профессионалов предпочитает использовать дорогостоящие компьютеры на базе операционной системы Mac OS ввиду их большей надежности по сравнению с платформой WINDOWS.
Далее, в обязательном порядке понадобилась бы качественная многоканальная внешняя звуковая карта + некоторое количество DI-боксов + персональный мониторный микшер для барабанщика.
Иными словами, на выходе, это десятки метров различных кабелей и килограммы дорогостоящего, но при этом далеко не самого надежного оборудования, с постоянной вероятностью возникновения лагов и багов программного обеспечения.
Всё это не только весьма затратно, но и довольно рискованно в условиях жестких требований к надежности оборудования при живой сценической работе, когда из зала в любой момент может прилететь, скажем, бутылка колы, угодив прямиком в экран или клавиатуру ноутбука.
Именно поэтому, серьезные команды в обязательном порядке имеют дублирующий комплект всего подобного оборудования, которое готово в любой момент заменить “павшего бойца”.
Неужели нет никакой альтернативы?
Именно этим вопросом я и Маттэо Леманн (мой итальянский коллега по группе Lehmann) озадачились несколько лет назад во время очередного европейского метал-тура.
Мы хотели найти решение в виде универсального самодостаточного устройства, которое бы избавило нас от всей этой кучи оборудования, необходимого для полноценной работы с плейбек треками. Но, как нам подсказал Гугл, такого решения на тот момент просто не существовало!
Фактически оказалось, что многие музыканты, во избежании использования ноутбука внутри подобной схемы коммутации, применяли различные портативные ЗАПИСЫВАЮЩИЕ устройства, то есть изначально заточенные под иные задачи (так называемые портастудии), и только потому, что в качестве дополнительного функционала те позволяли воспроизводить несколько треков одновременно (как правило, всего три моно канала — моно клик в уши барабанщику и стереопара в микшер звукорежиссера).
При этом, такие портастудии были габаритными и несамодостаточными, поскольку требовали к использованию дополнительный мониторный микшер для барабанщика, а также пару DI-боксов для плейбек-треков.
Рождение AMT EgoGig
До недавнего времени всё было именно так, как я и описал. Однако мы пошли своим путем.
Будучи артистами компании AMT Electronics, я и Леманн прямо в ходе европейских гастролей связались по скайпу с Сергеем Маричевым — главным идейным вдохновителем, основателем и ведущим инженером компании.
Так, впервые мы поделились нашими идеями концепции некоего универсального и компактного девайса, который смог бы заменить собой всю пресловутую схему коммутации а-ля “Ноутбук >> звуковая карта >> DI боксы + микшер барабанщика + куча проводов и блоков питания”.
Отрадно, что в процессе разработки активно участвовали и непосредственно сами музыканты, артисты АМТ. Это и ваш покорный слуга (группы “Оратория”, "Lehmann”), и Стас Волков (группа “Лесоповал”), и итальянец Matteo Grazzini Lehmann (группы “Neurasthenia”, “Lehmannn”, “Electrocution”), и барабанщик Сергей Серебренников (группы “Небеса”, “Everlost”, “Tantal”), и лидер группы “Эпидемия” Юрий Мелисов, и многие другие!
В итоге, совместными усилиями удалось создать уникальный, не имеющий аналогов во всем мире прибор, отчасти созданный музыкантами для самих же музыкантов, под названием AMT EgoGig EG-4.
AMT EgoGig — действительно долгожданный девайс. По сути, это идеально заточенный для живой концертной работы 4-канальный WAV плеер с полной поддержкой MIDI-команд и, в то же время, персональный мониторный микшер, который избавит вас от множества устройств и кабелей на сцене (ноутбук теперь не нужен!), сэкономит ваши деньги, нервы, время, и сделает процесс вашего творчества, обучение и репетиции гораздо более простым и интересным занятием!
Друзья, а каков ваш личный опыт использования схемы плейбек-треков на сцене? Делитесь информацией по этой теме в комментариях, очень интересно!
Спасибо за внимание! Если статья вам понравилась — ставьте большой палец вверх 👍 и подписывайтесь, чтобы не пропустить новый материал.
✅ 📹 Playback для выступления и игры "под клик": выбор оборудования
✅ ✎ Азбука сленга гитариста: "Разрыва нет — воткнись в лицо!"