После смерти И.В. Сталина, в стране началась другая эра.
Новому руководителю партии необходимо было наглядно показать всему миру, что его взгляды на жизнь отличаются новизной и не имеет ничего общего с заскорузлым мышлением предшественника.
Начав с освобождения узников ГУЛАГа, продолжив разоблачением культа отца народов, Никита Сергеевич особое внимание уделил аспектам общественно-социальной жизни советского общества.
Н.С. Хрущев всеми силами давал понять, что Советский Союз открыт для диалога, а наши люди вовсе не чураются общению за пределами железного занавеса.
И действительно – спортсмены отныне принимают участие во многих международных соревнованиях, артисты кино, цирка, театральные труппы и музыкальные коллективы гастролируют по всему миру.
В общем, поток проверенных граждан, посещающих заграницу, резко увеличился по сравнению с предыдущим тридцатилетием.
Правда, в некоторые страны пришлось въезжать на танках, например в Венгрию, но это была «вынужденная демонстрация силы, в ответ на непримиримую позицию реакционных кругов».
Чтобы отвлечь внимание публики от досадного недоразумения, решили сосредоточиться на культуре.
Представления нашего народа об иностранной живописи, в широком смысле, начиналось с Леонардо да Винчи, продолжалось изучением работ Микеланджело и заканчивалось картинами Рембрандта и Рубенса.
После «золотого» XVII века все зарубежные течения, коммунистическая партия признала вредными, разлагающими сознание строителей коммунизма.
Чтобы разрушить такие стереотипы, решили устроить выставки запрещенных ранее художников.
После демонстрации холстов бельгийских мастеров и полотен Врубеля, настала очередь такой противоречивой фигуры как Пабло Пикассо.
Тут мнения товарищей в ЦК разделились, но после непродолжительного спора, решение приняли положительное.
На рьяный протест со стороны догматика М.А. Суслова никто внимания не обратил, тем более что Михаил Андреевич сути вопроса не знал и, запутавшись в цитатах Ленина, на время впал в прострацию (отыграется он потом).
Конечно, тут было о чем поспорить.
С одной стороны художник, чье полное имя никто не выговаривал, состоял в рядах компартии, то есть человек доказал, что обладает прогрессивным мышлением, с другой стороны, первого секретаря смущало его творчество.
Если бы Никита Сергеевич оказался на месте учителя по рисованию, то, увидев такую мазню, выпорол бы нарисовавшего ее ученика и вызвал в школу родителей.
Но здоровые инстинкты первого секретаря погасил знаменитый голубь мира и членство «испанского француза» в одной с ним партии.
Тот факт, что ни один биограф живописца не может объяснить причины такого шага маэстро, значения не имел.
Скорее всего, Пикассо присоединился к движению за всеобщее равенство, исключительно с целью эпатажа, благо товарищи в Кремле не знали такого слова.
С позиции сегодняшнего дня, можно уверенно сказать, что Пабло Пикассо платил коммунистам взносы, только потому, что никогда не жил в Советском Союзе.
В конечном итоге выставка состоялась в декабре 1956 года.
Реакция экскурсантов, отстоявших в очереди всю ночь, варьировалась от полного неприятия до дикого восторга, объединяло всех только одно – никто ничего не мог понять.
Работники музея предусмотрительно спрятались в служебных помещениях.
Любой посетитель, знакомый с термином «кубизм» и способный высказать предположения по поводу изображений на холстах, немедленно получал статус эксперта и полностью захватывал внимание аудитории.
Инициативная группа из числа зрителей, предложила перенести обсуждение в Публичную библиотеку, на следующий день.
Вечером сотрудников читального зала вызвали в КГБ и доходчиво объяснили, что завтра в их заведении пройдет санитарный день.
Это не остановило любознательных граждан и местом собрания назначили Музей искусств, который в нужное время тоже оказался закрыт.
Поняв, что у компетентных органов есть ключи от всех помещений в городе, люди решили провести обсуждение на Площади искусств через неделю.
В назначенный день весь периметр площади был забит снегоуборочной техникой с дико ревущими двигателями и марширующими солдатами, распевающими песни.
Не откладывая больше решение вопроса, толпа направилась к Дому художников.
Специально обученные люди в серых плащах, оперативно собрали по тому же адресу ярких представителей советского соцреализма, поручив им вразумить молодежь.
Именитые представители интеллигенции от правящей партии, попытались объяснить собравшимся простые вещи.
Оказывается, творчество товарища Пабло подразделяется на два направления – полезное и не совсем отвечающее реалиям современной действительности.
К первому, безусловно, относится полотно, изображающее «голубя с веткой в клюве», ко второму все остальные картины художника.
В ходе дискуссий, одна из студенток обозначила ситуацию как проявление «аракчеевского режима».
Это фраза стала финалом истории – девушку задержали и поместили в следственный изолятор.
Дознаватели, тем временем, тщательно разрабатывали дело об антигосударственном заговоре, по привычке очертив круг знакомых будущей шпионки и готовясь к громкому процессу.
К счастью для задержанной, всей ее семьи, друзей и однокурсников, времена действительно изменились и девушку отпустили спустя четыре дня, заочно исключив из комсомола и посоветовав выбирать выражения.
Спустя шесть лет, история, в каком-то плане, повторилась. Никита Сергеевич посетил Манеж, в котором были представлены работы отечественных авангардистов.
На этот раз тов. Суслов тщательно подготовился, популярно объяснив словами Ильича, к каким архи вредным последствиям может привести попустительство вольнодумству отдельных граждан.
Председатель совета министров пришел в бешенство, устроил скандал и разогнал всех «дармоедов, пачкунов и *******ов» создав, таким образом, первый советский андеграунд в искусстве.
Товарищ Хрущев, начиная кампанию против сталинизма, никак не ожидал, что народ вместо благодарности новому вождю, потребует чего-то большего, такого, что не укладывается ни в одни рамки социалистической морали.
Никита Сергеевич, сам воспитанный партией в суровых условиях, не мог до конца понять, что любой запрет только усиливает конфронтацию в обществе.
Что существует искусство, суть которого, можно лишь сделать вид, что понимаешь, наслушавшись слюнявого шепота эстетов, объясняющих, что глубинный смысл написанного доступен только избранным.
Но у такого творчества тоже есть поклонники, которых совсем не обязательно сажать в тюрьму, высылать за пределы страны и даже увольнять с работы.
Ставьте "лайки" и подписывайтесь на канал, если понравилось содержание.
Советская военная база как инструмент большой политики
Японец Сиро Исии - основатель отряда 731
Непостроенные памятники Алсиба