Вопреки расхожему мнению, образование в СССР стало бесплатным далеко не сразу.
Мало того, побыв одно время бесплатным оно стало, на какой то срок вновь "за деньги", ибо преследовались такими изменениями вполне определенные цели и госинтересы.
В октябре 1940 года особым постановлением за номером 638 была введена плата за обучение в старших классах и высших учебных заведениях страны.
Столичные школы "стоили" 200 рублей в год, провинциальные - 150.
ВУЗы, соответственно - 400 и 300 рублей.
Средняя зарплата в была, примерно, около 340 рублей.
Таким образом продолжение получения образования для части граждан было затруднено.
Зато "естественным" образом ликвидировался дефицит в рабочей силе.
С одной стороны сия мера может показаться ничего особо не значимой.
Если не учитывать, что в те времена малочисленные семьи, в которых было менее двух-трех и более детей, были редкостью.
Позднее появился закон, который позволял Совнарокому объявлять "призыв" учащихся в ФЗО - позднее они стали называться ПТУ.
"Призыв" сей был "добровольно"-принудительным и по разнарядке разрешалось задействовать до одного миллиона таких "резерв-призывников".
Сама процедура выглядела жестко.
Учащийся получал направление и был обязан отработать четыре года на предприятии.
Что касается "жесткости", она заключалась в следующем моменте: прогулы, нарушения дисциплины и исключение из такого заведения могли закончиться для "студента"... одним годом лишения свободы, согласно статье Уголовного кодекса.
В свою очередь бесплатными остались военные училища.
Если верить источникам, подобное положение дел с образованием или близкое к таковому сохранялось и некоторое время после прихода к власти Хрущева.
Впрочем, свою реформу, в плане образования, он тоже запустил.
В 1958 году обязательным стало 8-летнее образование.
А учащиеся 9-10 классов, в качестве оплаты за образование, должны были пару раз в неделю работать на производстве или колхозном поле...
Для того, чтобы иметь право поступления в ВУЗ, требовался стаж работы не менее 2 лет.
Относительно образования подобные нововведения Хрущева, как и некоторые другие его "оптимизации" были отменены уже в брежневский период.
А сам процесс обучения приобрел привычный вид после 1966 года.
Таким образом в копилку благодарностей "дяди Лёни" можно поместить еще одну огромную монету. И не одну.
При чем, даже по сравнению с современностью, деяния Брежнева выглядят весьма и весьма позитивно.