ИНТЕРВЬЮ С ЮРИЕМ НАУМОВЫМ
Сейчас из-за пандемии короновируса повсюду отменяют концерты, музыканты сидят по домам.У нас появился отличный шанс задать артистам вопросы, которые давно нас интересовали и, которые из-за плотной концертной деятельности коллективов всё не удавалось задать.
Журналист портала РвК Евгений Бунтов побеседовал с великим гитаристом Юрием Наумовым.
Юрий Наумов – гитарист, композитор и певец. С 1983 по 1988 годы -лидер группы “Проходной двор”. Лауреат V фестиваля Ленинградского Рок-клуба. Много гастролировал по стране, выступая в небольших залах и давая квартирники. Несколько раз его партнёром по квартирникам был Константин Кинчев. 29 октября 1990 года эмигрировал в США, где и проживает постоянно в настоящее время. Обосновался в Нью-Йорке. Вопреки мнению скептиков, Наумов продолжает зарабатывать на жизнь исключительно музыкой, играет в клубах, а начиная с 1994, регулярно приезжает на гастроли в Россию. В США был награждён премией мира за вклад в развитие культуры.
Добрый вечер, Юрий. Вы играете на гитарах, специально изготовленных для Вас лично. Можно ли рассказать подробнее о них?
Я весьма подробно коснулся этой темы в недавнем (ноябрь 2019) выпуске программы “Уговорил” – https://www.youtube.com/watch?v=cCbMs9Qekmk начиная с 1:12). Не хотелось бы повторяться. То, что я могу добавить к сказанному там, у меня была возможность удостовериться в курьезном феномене: мои гитары оживают лишь в моих руках и лишь при специфически моих приемах звукоизвлечения. В других руках и при другой стилистике они звучат, как совершенно заурядные, ничем не выдающиеся инструменты. Видимо я “раскачал” их определенным образом и лишь на него они отзываются.
Живя постоянно в США, но приезжая часто в Россию, ощущаете ли вы разницу в мировоззрении и менталитете слушателей?
Насчет мирровозрения сказать затруднюсь – для этого нужно подробное личное общение, но разница в восприятии есть. Американцы, на мой взгляд, более чутки к изысканным звуковым структурам, нежели россияне. Фокус российского слушателя преимущественно на тексте. Здесь принято и естественно глаголом жечь сердца людей. Возжечь сердца звукосочетаниями в России тоже возможно, но, как показывает мой опыт, здесь достичь этого труднее.
Не ощущаете ли в последнее время некого развития “Cold War.Ver.2.0” ?
Я родился в 1962 году – году Карибского кризиса, когда Америка и Россия были в шаге от того, чтобы испепелить друг друга и всю планету в атомной войне. В этом году мне исполняется 58 лет. Это немного. Но и не мало для нашей динамичной эпохи. Я могу констатировать, что наши прекрасные страны бодаются так или иначе всё время, сколько себя помню. Сколько эти бодания ещё продлятся – не знаю. Когда-нибудь это закончится, но боюсь, что не на моём веку.
С момента записи альбома “Эскапист” прошло не много времени. Тем не менее, не приступили ли Вы уже к работе над новым альбомом?
Я обдумываю следующий альбом. Если обдумывание альбома можно причислить к началу работы над ним, то можно сказать что уже приступил.
У Вас много чисто инструментальных пьес. Что вам всё-таки ближе песенная форма или инструменталы?
Я себя воспринимаю в первую очередь, как композитора. Для меня всё начинается с музыки: сначала она, слова – потом. Я сочинял музыку задолго до того, как стал писать песни со словами. На протяжении десятилетий для меня песенная форма была важнее – просто потому, что мне посчастливилось создать художественно убедительные музыкальные произведения, интегральным элементом которых были слова. Но сейчас, похоже, наступает время паритета, когда музыка без слов, сочинённая в последнее время, по силе воздействия для меня уже не уступает музыке со словами.
Следите ли вы за нынешним состоянием в отечественной рок-музыке?
Практически нет. У меня есть некоторое представление об общем векторе развития. Он, как мне видится, таков: Россия последние три десятилетия идет по капиталистическому пути, и это породило определенные ментальные сдвиги у авторов новой формации: артисты думают о своем искусстве одновременно, как о художественном самовыражении, и как о товаре, который надо успешно реализовать на рынке. А условия рынка достаточно предсказуемы: для не желающих мыслить – фанера, для мыслящих – талантливый социальный комментарий. В первую очередь – рэп.
В этом смысле Россия на новом витке как бы возвращается на круги своя – к практически чистой изустной поэзии. Есть слово, есть ритм, есть повестка дня. Музыка, как таковая, фактически упразднена за ненадобностью, либо отодвинута на задний план… Конечно, страна велика и шанс, что интересные звуковые художники будут время от времени появляться – не исключён. Но в целом – склонен думать, что именно в музыке сейчас Час Отлива.
Что думаете о ситуации с пандемией коронавируса COVID-19, и как вы её переживаете?
Здесь есть общие моменты со стихийными бедствиями: землетрясениями, наводнениями, извержениями вулканов – нечто неподвластное и угрожающее человеческой жизни. Но есть и разница, в отличие от других стихийных бедствий, мощных, но локализованных, это бедствие носит повсеместный характер. Минусы понятны: унесенные человеческие жизни, хаос, страх, экономический упадок. Возможный плюс: бедствия такого рода могут побудить человеческие сообщества к совместным согласованным действиям, научить смотреть поверх различий, расставлять приоритеты, быть открытее, честнее, ответственнее, указывать на иллюзорность одних ценностей и проявлять значимость других. Это – опыт. И урок. Не столь давно великие города многих стран мира были подвержены опустошающим пожарам. Во всех современных городах есть вполне эффективные противопожарные службы. Люди научились. И здесь научатся.
Конечно, весь этот расклад с карантином коснулся и меня – концерты отменены, либо перенесены, поэтому экономически будет нелегко. Что касается психологического эффекта, поскольку процесс сочинительства предполагает сосредоточенное уединение, я стараюсь использовать этот причудливый период с максимально возможной творческой отдачей. Думаю, экспериментирую, ищу звуки. Время затишья – это время для поисков Музыки.
Спасибо вам большое! Здоровья, радости, удач!
Беседовал Евгений Бунтов
Фото из личного архива Юрия Наумова.
Сайт портала "Рок в кадре и не только"