Интернет-магазин не нужен, нужны продажи. Можно сфотографировать свои товары телефоном, выложить на страницу в социальной сети и начинать торговать.
Интернет-магазин – это правильная вещь. Но это сложно. Надо сделать CMS (content management system), связать ее со складским учетом, добавить CRM, привязать интернет-эквайринг. И обязательно не забыть привязать фискализацию, поскольку без фискализации ты не имеешь права торговать. Чтобы получить фискальный регистратор и зарегистрировать его в ФНС, тебе, как минимум, надо сходить за ЭЦП. А ЭЦП сейчас, когда все сидят дома, никто не выдаст. И народ начинает застревать со своим бизнесом.
Во-первых, мы имеем право выдавать фискальный чек от своего имени. Мы выступаем как управомоченное лицо, когда мы сдаем в налоговую чек, мы указываем в качестве бенефициара получателя денег тебя, как конечного получателя. Мы же являемся финансовым посредником. Т.е. мы можем указать для налоговой, что это именно твое ООО продало товар.
Второе. Мы отказались от подписания бумажных договоров, перешли на ЭЦП. У тех, кто не может это сделать в системе электронного документооборота, мы можем принять сканы договоров по электронной почте. И бизнес сразу может принимать платежи. А оригиналы документов нам досылают потом.
Самозанятые
Есть возможность организовать прием платежей и для самозанятых. Мы являемся площадкой для самозанятых ФНС России. При регистрации на «Мой налог» надо будет просто поставить галочку, что ты работаешь с «Центральной кассой». Меньше, чем за час можешь начать выставлять счета, принимать платежи. Единственное, для самозанятых есть ограничение по сумме – 2,4 млн. руб. в год. Поэтому товар через самозанятого не очень выгодно пропускать, а для услуг это классная форма.
Для тех, кому срочно
Мы разделили своих клиентов на Junior, Middle и Senior. Джуниору самое важное – запуститься здесь и сейчас. У него и сайта своего обычно нет. Мы даем ему платежную страницу, на которую он может приземлять клиентов, даем инвойсинг. Через свой смартфон с нашим приложением под Андроид он может одной кнопкой поделиться ссылкой на подготовленный платеж. И ему тут же после оплаты приходит подтверждение, что товар оплачен, не нужно ни о чем спрашивать плательщика. Может отправлять QR-код, можно сделать форму со списком товаров.
Для «джуниора» мы можем платежи запустить буквально за час. Нам надо проверить его документы – что его юридическое лицо реально существует, что он не находится в ситуации банкротства.
Средний бизнес
Middle – это те, у кого уже есть свой интернет-магазин, надо только встроить оплату. Если у них – несколько юридических лиц, то им, фактически, необходимо казначейство, за каждую идет расчет отдельно. Мы им это обеспечиваем.
Один из примеров недавно подключенных клиентов с розничной сетью товаров повседневного спроса. У них была необходимость подключить платежный функционал в приложение. Подключить за четыре дня, в пятницу они получили ключи и документацию, в субботу пошли тестовые платежи, а в понедельник они смогли принимать платежи промышленно.
Еще пример. Две розничных сети, один владелец, ноль продаж через интернет. Одна сеть продает бытовую химию, вторая – канцелярские товары. Из работников одной сети формируют службу доставки для второй, чтобы люди хоть что-то зарабатывали. Которая сеть сейчас имеет право открыться и продавать имеет в Вконтакте группу в 25 000 человек. Сейчас они планируют разместить информацию о том, что принимают заказы по телефону в своих тридцати точках и оплаченные через наш сервис заказы будут доставляться курьерами из второй сети. Очень простой старт продаж.
Доставка
Для тех, кто занимается доставкой, мы помогаем выстроить легальные P2P переводы. Доставщик, как правило обслуживает несколько юридических лиц. Мы даем возможность оплачивать его услуги нескольким юридическим лицам одновременно.
Также мы предлагаем наше решение для смартфонов на Android, которое превращает телефон в полноценный POS-терминал.
Ещё у нас есть решение которое позволяет сделать этикетки с QR кодами, которые содержат все данные для платежа и позволяют заказчику оплатить без ошибок, отсканировав код.
Сейчас многие клиенты не хотят взаимодействовать с курьерами лично. В нашем приложении курьер может выставить счет клиенту, буквально находясь “под его дверью”. Он выставляет счет смс-кой и тут же видя оплату, когда клиент оплатил, оставляет пакет у двери и уходит.
Часть продуктовиков сейчас делает скидку на стоимость доставки, при этом за доставку фактически расплачивается покупатель. Когда клиент расплачивается за товар, деньги за доставку сразу поступают курьеру, который обычно является самозанятым.
С доставкой продуктов сейчас основная проблема в том, что люди, которые обрабатывают заказы и собирают продуктовые корзины, должны быть сертифицированы, у них должны быть медицинские книжки. С курьерами проще. Поэтому в таком бизнесе особенно важно получать предоплаченные заказы, обрабатывать их сборщиками в первую очередь.
В Перми есть ребята, например, у которых до эпидемии была классная кофейня, куда я любил заходить. Они сейчас сами доставляют и готовый кофе, и кофе в зернах, и свои бутерброды. Они молодцы, хоть какие-то деньги зарабатывают своей доставкой. К сторонним доставщикам имеет смысл обращаться, когда у тебя не будет хватать своих собственных сотрудников. Начинать надо с малого: сфотографировать свой товар и выставить его в социальную сеть, начать принимать заказы по телефону, организовать свою доставку.
Стоимость
Мы добавляем к ставке банка примерно 0.25 – 0,3% за свои услуги. Работаем сейчас с тремя банками: Ак Барс, Открытие и ВТБ. У всех банков бывает технологические окна, скорость прохождения платежа у банков может быть разной в разные моменты времени. Поэтому мы делаем мульти-эквайринг, платеж клиента в любом случае будет обслужен.
Удаленка, инструменты
Глядя в веб-камеру на свой пустой офис, я часто думаю, а надо ли было делать весь этот ремонт, оплачивать такой большой офис?
Эффективность у нас немного упала, но она упала не из-за того, что люди работают меньше, наоборот, они работают больше. Эффективность упала из-за того, что в целом бизнес упал в стране.
По нашим цифрам видно, что уже примерно неделю мы стабильно ползем, пусть в самом низу, у плинтуса, но ползем. Обороты схлопнулись, но они есть, часть платежей идет.
Тот, кто вкладывался и продолжает это делать, будет жить. Не то, что ему будет легко, но жить будет.
Мы пользуемся корпоративным мессенджером. В качестве корпоративного трекера задач мы используем YouTrack https://www.jetbrains.com/ru-ru/youtrack/. MIro для создания customer journey map, прототипирования, разных заметок.
В качестве CRM мы используем локально установленный у нас Битрикс. Облачный сервис – это замечательно, но мы используем локально установленную версию, т.к. по отзывам наших клиентов связь в облачной версии может лежать дня два, для нас это неприемлемо.
А так используем Zoom для видеоконференций.
Сергей Шевков, Председатель совета директоров, Ckassa
Смотрите полностью интервью на канале "На удаленке PRO" https://youtu.be/o16MGU746bc