С 13 апреля на телеканале «Россия-1» началась премьера сериала «Зулейха открывает глаза», о раскулаченной татарке сосланной в Сибирь. В основе сюжета лежит бестселлер Гузель Яхиной, который был переведен на два десятка языков и получил несколько престижных премий.
Подобное чтиво обычно производит впечатление исключительно на дамскую аудиторию. Ведь если убрать все лишние, в итоге получиться история про Золушку, где феей, как бы цинично это не звучало, выступает советская власть. Всем известно, что женщина во время родов переносит страшные боли. То же самое испытывали люди при рождении молодой страны советов, и это не обошло стороной и главную героиню.
До прихода коммунистов Зулейха жила в далеком татарском селение, где её приходилось терпеть бесконечные унижения от мужа-тирана Муртазы и его слепой матери Упырихи. Она и не могла представить себе иной судьбы. Но не неожиданно ростки коллективизации доходят и до её забытого Богом поселения. Мужа-кулака расстреливают, нажитое добро отнимают большевики, а саму Зулейху вместе с другими сотнями репрессированными отправляют по каторжному маршруту в лесную глушь. Не каждый из них смог добраться до места назначения, многие гибли от голода, других прибирала болезнь, третьи затонули на барже посреди Ангары. Из тысячи в конце осталось только тридцать человек. Оказавшись в тайге, переселенцы вынуждены осваивать суровую землю, но общими усилиями построят посёлок. В этих нечеловеческих условиях, простая, но сильная женщина прощается с патриархальным прошлым и тяжелых муках обретает счастье.
Ещё до выхода на экран, на роман обрушилась масса критики. Татары ругали произведение за слишком мрачную атмосферу шариата. Либералы были недовольны образом коменданта Ивана Игнатова, который, по их мнению, выражал много сочувствия простому народу. То же самое произошло после показа первых серий. Голоса разносятся по всем сайтам и тут уж, кто на что горазд. Одни заявляют, что экранизация не соответствует духу произведения, другие пытаются сравнивать с западными образцами третьи даже не могут внятно объяснить причину своего недовольства.
Со временем российское федеральное телевидение выработало собственный визуальный язык, чтоб удерживать прикормленную красивой картинкой аудиторию у экрана. На сей раз можно полюбоваться красивейшими панорамными съемками первозданной природы матушки России, выглядящими вполне достойно. Режиссер Егор Анашкин, ранее работал над несколькими проектами для канала «Россия-1», поэтому справился с задачей как всегда хорошо.
Но главное чем может похвастать "Зулейха", это превосходный каст. Любит наших лицедеев камера, как ни крути российская школа актерского мастерства одна из лучших. Видеть вместе Чулпан Хаматову, Евгения Морозова, Юлию Пересильд, Романа Мадянова, Сергея Маковецкого и Александра Баширова просто наслаждение. Такую великолепную плеяду актеров собрать на одной съемочной площадке, не сможет ни Спилберг, ни Тарантино. Складывается чувство, что тут они исполняют свою последнюю роль и хотят запомниться зрителю именно в этом образе раз и навсегда.