"Снизше́л еси́ в преиспо́дняя земли́ ..." (6 песнь Пасхального канона)
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Уже неделю как идет Пасха. А я только сейчас собралась с мыслями написать что-нибудь на пасхальную тему.
Взирая на икону "Воскресение Христово", а вернее "Сошествие во ад", мне все же захотелось ответить одному комментатору, который язвительно подметил, что мол мы православные верим, будто ад имеет земное, материальное место и находится в центре нашей планеты Земля, где ядро.
А если уж быть более честной, то у большинства верующих в сформировалось представление об аде, как их описывал Данте: совершенно материальным.
Раскаленные сковородки, пляшущие черти, орудия пыток - все это является метафорой. Это некий педагогический прием, с помощью которого христиане объясняли друг другу ужасность адских страданий.
И прежде всего нужно сказать, что грубые представления средневекового католического Запада ни в коей мере не соответствуют святоотеческому православному Преданию.
Святитель Иоанн Златоуст, полагал, что геенна находится вне мира. "Как царские темницы и рудокопы бывают вдали; так и будет где-нибудь вне этой вселенной".
Как говорил Господь: "Царствие Божие внутри вас" (Лк. 17: 21).
Такой же вполне ощутимой реальностью становится «дыхание» ада. Это происходит, если Богу не находится места в жизни человека.
"Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден" (Ин. 3: 18).
И в первом, и во втором случае мы никуда не перемещаемся. Имеет значение лишь наше отношение к Богу.
Сердце - это глубина. Оно может вмещать в себя как Рай, так и ад. Ад, как и Рай - это в первую очередь состояние души. И ад и Рай, начинается здесь, в этой жизни, а после смерти мы всего лишь продолжаем пребывать, либо в с Богом, либо с собственной пакостью. Только если здесь, в жизни со временем мы еще можем поменять свое устремление, то в вечности такой возможности уже не будет.
И хотелось бы ответить еще на один вопрос от моих дорогих комментаторов: Как же мы будем радоваться в Раю, зная что кто-то в аду мучается?
На этот вопрос я однажды уже писала статью:
Господь не мучитель грешников. Ад - это последняя капля милости Божией.
Но все же хочу дополнить свой ответ одной притчей в стихотворной форме. Стихи Светланы Копыловой.
Его душа томилась в преисподней,
Хоть праведником он по жизни был:
Ни словом никому не делал больно,
А только всех жалел и всех любил.
Но вот настал момент освобожденья,
Когда Иисус Распятый в ад сошёл
И кающихся всех, без исключенья,
Освободив от уз, с Собой увёл
Но праведник печалился немного,
Хоть радостью весь лик его сиял:
Родная мать не каялась пред Богом,
И Бог её с Собою в рай не взял.
И, подойдя к Его престолу, робко
У Господа за мать он попросил.
Но Бог сказал: «Не место, сын мой добрый,
В раю тому, кто лишь себя любил».
Но праведник, мученья ада помня,
И всей своей душой жалея мать,
Взывая к милосердию, упорно
Стал о её спасеньи умолять.
- Ну, хорошо, - Господь ему ответил, -
Я дам её душе последний шанс!
И повелел Он, чтобы ангел Света
Спустился в преисподнюю тотчас.
И вот она за ангела схватилась
И стала подниматься к небесам.
А за неё другие уцепились:
- И нам последний шанс! И нам… и нам!..
Не в силах скрыть, как было ей досадно,
Она других пыталась оттолкнуть,
И падали с проклятьями обратно
В бесовский мрак и дьявольскую жуть.
Чем больше в ад людей она вернула,
Тем ангел тяжелее делал взмах.
Но вот она последнего столкнула,
И сил не стало в ангельских крылах.
И падала под тяжестью греховной,
Туда, откуда нет пути назад…
Вот также мы своею нелюбовью
Мостим себе подчас дорогу в ад!
Но человек свободен от рожденья,
И коль сумеем мы стяжать любовь,
Появится надежда на спасенье
И вера в то, что будет с нами Бог!
Но ХРИСТОС ВОСКРЕС! Сошел во ад, что бы вывести души праведников. И пусть Он, мой Воскресший Христос, сойдет и в мой личный ад, ад сердца моего. От которого я, как ни стараюсь не могу излечиться, и воскресит и во мне любовь.
"Если Бог есть, то где справедливость?"