Признаться, я далеко не любитель сериалов – ни отечественных, ни зарубежных. Но иногда, чего греха таить, нет-нет, да залипаешь на каком-нибудь многосерийном фильме. Происходит это примерно один-два раза в год и уже задним числом, после демонстрации на ТВ: просматриваешь серии залпом одну за другой в интернете. Это очень удобно, учитывая, что тягомотные моменты и всякие мелодраматические сопли, которыми, как правило, изобилуют даже понравившийся сериал, можно быстренько промотать.
Криминальный сериал «Рикошет», который еще демонстрируется в эти дни на телеканале НТВ, зацепил, прежде всего, хорошей игрой актеров. А такое в российских киноподелках встретишь нынче очень нечасто. Здесь привлекают внимание и вызывают живой интерес колоритные злодеи, небанальные действующие лица второго плана и, конечно, главный герой в исполнении Александра Устюгова.
Тут надо сказать, что среди большого количества отечественных актеров, пытающихся изображать крутых парней, убедительно и харизматично на экране выглядят буквально единицы. Вот Устюгов как раз из таких. Навскидку из его достойных в этом плане коллег – из тех, кого знаю – можно назвать разве что Владимира Епифанцева и Владимира Машкова (ну, это когда он еще был относительно молод). Остальные же по большей части выглядят в роли доморощенных джейсонов стетхэмов весьма неубедительно, наигранно, а часто – просто нелепо и смешно.
А Устюгов действительно хорош. Классный актер. Фактурный, колоритный, с тембром голоса почти как у приснопамятного Саши Белого из «Бригады». Но если у Безрукова эта манера казалась наигранной, то у Устюгова производит весьма гармоничное впечатление.
Так вот, возвращаясь к «Рикошету». Помимо несомненных достоинств у телефильма есть один ключевой недостаток, а именно весьма надуманный сюжет. Смотришь ты фильм, и вроде увлекательно, и держит у экрана, но вместе с тем раз за разом приходит мысль: да что за ерунда. Понятное дело, что это – кино, однако, когда сценарное повествование идет вразрез со здравым смыслом совсем заметно, то это весьма печалит и не позволяет получить удовольствие от просмотра уже, что называется, по полной программе.
Во главе угла представлено противоборство криминального авторитета Седого, держащего в страхе небольшой город Анинск в Свердловской области, и лихого героя родом из 1990-х Артема Волкова. Последний на протяжении 20 лет считался ушедшим из жизни, и в вымышленный городок прибыл с другим именем, документами и лицом (последствие пластической операции). Когда-то здесь его знали и уважали все, но с тех пор утекло очень много воды и теперь заправляют совсем другие люди.
Столкнувшись с нехорошими беспредельщиками, герой, естественно, начал вершить свое правосудие. В первых сериях он уконтрапупивает молодого мажора-негодяя племянника Седого по имени Стасик и двух его дружков. И затем – семь или восемь серий – многочисленный криминальный люд маленького городка и все правоохранительные органы впридачу, также находящиеся на кормлении у злобного авторитета, сломя голову ищут губителя племяша. Ищут, ищут и не находят.
Городок маленький – население тысяч двести. Естественно, практически все друг друга знают. Из местных жителей на отпрыска авторитетной семьи даже косо посмотреть никто не решался, не говоря уже о чем-то большем. К тому же Стасика и его приятелей не просто как-то оприходовали, а убрали в высшей степени профессионально. Ежу понятно, что работал какой-то сторонний суперпуперпрофи. Таковых в Анинске, наверное, отродясь не бывало.
Плюс ко всему он расправился с троицей среди бела дня в центре города. Но в итоге – ни одного свидетеля, ни одной записи с камер видеонаблюдения. В дальнейшем во время долгих похождений по Анинску главному герою, чтобы уже точно привлечь к себе внимание, оставалось только повесить себе плакат на шею с надписью: «Это я порешил Стасика!» Но и в данном случае, наверное, все равно бы никто не понял, что это сделал он.
К тому же Волков походя, после устранения племянника, расстраивает один план преступного босса за другим. То гору наркотиков подожжет, то брошенного по его следу бандита Рашида отправит вслед за Стасиком, при этом демонстрируя «чудеса» консперации, одев темные очки и натянув на макушку капюшон. А то, что его большой нос, небритость и смачный голос по идее должна буквально резать глаза и слух свидетелям – это сценаристов совершенно не волнует.
И вот на фоне невероятной загадки – кто же все это мог сделать – мозолящей всем местным жителям города глаза поступью вышагивает незнакомец, по одному взгляду на которого понятно – волк матерый и отчаянный, чего-то вынюхивает, выспрашивает у всех на глазах, совершенно не прячась.
И еще один плюс ко всему – Волков активно трется с девушкой, чьих родителей Стасик незадолго до ухода в мир иной отправил туда же, протаранив по пьяной лавочке их скромный автомобиль. То есть, мотив устранения мажора тоже лежит на поверхности и переливается всеми цветами радуги.
И Седой с его огромной репрессивной многоопытной системой, конечно, не взял сразу же в оборот пришлого Джона Уика, и не раскусил его в два счета.
Также обращает на себя внимание то обстоятельство, что перестрелка с тремя жертвами – это вообще-то событие и новость общефедерального масштаба. А тут еще в дальнейшем в городке начали палить по людям по два разу на дню. Да в этот захудалый Анинск повалили бы толпы правоохранителей из верхов и орды журналистов, городок бы перевернули вверх дном. Понятное дело, у Седого все в городе схвачено и что-то – в областном центре, но не до такой же степени, честное слово. Это все-таки провинциальный криминальный босс, а не серый кардинал всея Руси.
Хотелось бы отметить еще один любопытный ляп в фильме. В одной из серий демонстрируется газета 1997 года с заметкой об устранении Артема Волкова. На стоп-кадре, присмотревшись, можно разобрать, что мелкий текст посвящен вовсе не этому событию, а перечислению имен бойцов Красной Армии, воевавших в Великой Отечественной войне. Такой вот казус.