Образы великих русских балерин Анны Павловой и Тамары Карсавиной в начале ХХ века были воплощены мастерами Императорского Фарфорового завода.
В 1910 г. Судьбинин получил заказ от Императорского Фарфорового завода выполнить статуэтку Карсавиной, но было поставлено условие – фарфоровая фигура балерины должна стоять на одном пальчике. Достичь этого во время обжига, как считалось было невозможным. Решив не рисковать, мастер предложил вариант, где летящую в арабеске балерину у опорной ноги будет поддерживать хоровод амуров, создавая дополнительную точку опоры. Это решение несло в себе тонкое романтическое очарование. Но мастер-отминальщик А. Лукин, виртуозно владевший своим ремеслом, решил отказаться от амуров и выполнил статуэтку с одной точкой опоры, что не имело аналогов в мировой практике производства фарфора. Так статуэтка "Балерина Тамара Карсавина" стала одним из шедевров Императорского Фарфорового завода. В качестве материала Судьбинин выбрал бисквит, неглазурованный белый фарфор. Фигурку оставил без росписи в белом матовом цвете, что еще больше добавляет выразительности и грациозности. Скульптор изобразил Карсавину в роли Жизели, выбрав позу из второго акта балета – арабеск.
Для скульптуры Павловой была выбрана сцена гадания из первого акта балета «Жизель». С 1911 г. Анна Павлова находилась в Лондоне, и Судьбин специально для создания портрета был командирован, где трудился над заказом в ее доме в Хэмпштеде. Судьбинин сетовал, что «при той колоссальной занятости, которую имеет Павлова, танцуя каждый день, а в субботу и в среду – два раза в день, она, конечно, не может отдавать мне много времени, и мне придется пробыть здесь еще месяц или даже больше»[1]. В середине августа Павлова уехала с гастролями в Италию, а Судьбинин вернулся в свою мастерскую в Париж. «После того как с фигур будет снята форма в Париже, – телеграфировал скульптор, – я их или перешлю заводу почтой или, что вероятнее всего, привезу лично, чтоб лично иметь наблюдение за формовкой и изготовлением на заводе»[2]. Гипсовая модель балерины долгое время хранилась в собрании С. Лифаря, и была продана с аукциона Сотбис в Лондоне в 1984 г.
Прибыть в Санкт-Петербург лично у Судьбинина не получилось. Тогда он обратился к администрации завода, с просьбой, чтобы роспись костюма была выполнена живописцами фарфорового предприятия. И отправил описание сценического костюма Павловой: «Костюм Павловой – белый, с нашитыми на него в три ряда, на юбке, голубыми лентами... такая же лента на корсаже и рукавах. Туфли такого же цвета или белые, с черными бантами. Венок на голове – цветы белые с зелеными листьями, цвет волос черный, с теплым оттенком, в руках маргаритка. Ствол дерева с зелеными листьями и трава под ногами. Подставка темно-синего тона»[3]. Исполнил роспись фигуры художник Г. Зимин, следуя авторскому описанию. В советское время скульптура неоднократно повторялась с различной росписью. В отличии от статуэтки Карсавиной, Павлова выполнена с опорой в виде ствола дерева, который вписывается в композицию. Мастером ювелирно расписаны черты лица Анны Павловой, можно наблюдать даже портретное сходство. В отличии от динамичной, стремящейся ввысь фигурки Карсавиной, статуэтка Павловой статична. Но мастеру в этой фарфоровой фигурке не важна динамика, а важно передать мгновение.
[1] Хмельницкая Е. С. Русские сезоны в фарфоре. Образ Анны Павловой // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. № 3 (44), 2016. С. 48.
[2] Там же. С. 48.
[3] Там же. С. 49.