Найти в Дзене
Мagic books

Людмила Улицкая «Казус Кукоцкого»: у сапожника - сапог нет

Фото автора. Обложка книги Людмилы Улицкой "Казуз Кукоцкого"
Фото автора. Обложка книги Людмилы Улицкой "Казуз Кукоцкого"

Действие романа начинается в тяжелые послевоенные годы, когда аборты официально запретили указом. Но женщины продолжали обращаться к «неквалифицированному персоналу», что нередко заканчивалось их смертью. Вот с этим указом и борется главный герой - врач Павел. Но здесь у медали две стороны. Павел хочет добиться легализации абортов, а значит, он способствует умерщвлению еще не родившихся людей. Но в тоже время спасает женщин.
Важнейший моральный вопрос, который поднимает идея книги: возможно ли кому бы то ни было нарушать закон божественный и государственный, запрещающий убийство не рождённых еще людей? Имеет ли право женщина сама решать: жить её ребенку или умереть?
И тут я начиняю думать о том, как таинственна, как удивительна только зарождающаяся жизнь. Как волнительно и необычно чудо появления человека на свет. Но во всем этом есть волшебство, только для тех, кто ждет ребенка, для кого он желанен. Ребенок важен для того, чья душа способна чувствовать биение маленькой новой жизни. Ребенок важен для того, в ком уже есть этот непреложный моральный закон – не убей. Для кого новая жизнь внутри – это не просто деление клеток – это уже новая душа.
Философский же вопрос о происхождении души, хоть и затрагивается Улицкой, остаётся подводной частью айсберга. Потому, как автор и сама не знает, где гнездится душа, если она есть. Да и никто не знает. Не знаем мы и когда эта самая душа, если она есть, прикрепляется к телу. С первым делением клеток во чреве? С первым вздохом? С первым сердцебиением? Вероятно, нам никогда не откроется эта тайна.
Но что будет дальше с ребенком, в которого вдохнули душу, а матери он не нужен? И в романе есть такой ребенок – Тома. Её мать умирает от кровотечения, которое началось из-за аборта, сделанного какой-то бабкой. И хоть Павел торопился к ней – не успел. Тому семья Павла взяла на воспитание, а двух её братьев отправили к тетке. По тому, как все описывается, дети не были нужны матери Томы. Они были неопрятно одеты, невоспитанные и жили в каком-то бараке. В семье Павла Тома расцвела, выучилась – ею занимались.
Есть у Улицкой погружения в некий другой, тонкий мир. Подобие рая или ада? И видит его читатель глазами Елены – жены главного героя, которая обладает даром. И в том прошлом мире (жизни) души героев книги будто уже были знакомы и будто друг другу предначертаны. У доктора тоже есть дар – он видит болезни внутри человека, только с помощью "внутривидения". Но эти две темы очень слабо раскрыты в романе, не доведены до конца.
Таня – родная дочь Елены и приемная дочь доктора - одна из главных героинь. Мне трудно было составить о ней впечатление. Пожалуй, она легкомысленна, ветрена и аморальна. Отдается первому встречному, спит с двумя братьями и беременная начинает новый роман. Эта распущенность напрочь заставляет забыть о том, что вначале эта самая героиня мечтала стать доктором, делала опыты, училась и работала. Она как-то противоестественно изменилась. Превратилась из отличницы в гулящую девку.
А если коротко: у сапожника - и сапог нет – вот то, о чем идет речь в этой книге. Известный врач-гинеколог живет с женой, у которой не может быть детей от него, воспитывает приемную дочь и содержит богомольную старую деву. У всех «по-женски» проблемы. И никому он помочь не может. Мало того, он своими стараниями помочь женскому полу, только портит отношения с женой Еленой и с их приживалкой Василисой – старой монашкой. И Павел постепенно спивается.
Книга сильная, но минорная. Таких много и часто не почитаешь.