Выходить из комнаты нельзя, оставаться невыносимо – принудительный призыв в диванные войска для многих оказался ударом. Выпав из привычной реальности, люди с трудом осознали новые условия жизни, и пока мир мечется на шкале Кюблер-Росс между злостью и торгом. Выйдя из идеального шторма потрёпанными, страны «переболеют» COVID-19, и мы получим свою реальность обратно – правда, как утверждают экономисты, не сразу. «Волшебник из Омахи» Уоррен Баффетт сказал, что отлив всегда показывает, кто купался голым – что ж, высказывание как никогда справедливо: в дивный новый мир каждый интегрируется как может, от государства до общества.
Государство
Всемирная организация здравоохранения объявила COVID-19 пандемией 11 марта 2020 года. До коронавируса такой статус присваивали только чуме, холере, «испанке», ВИЧ и трём видам гриппа – азиатскому, гонконгскому и свиному. Реакция государства неоднозначна, но в одном упрекнуть власти точно нельзя: информация обновляется оперативно.
Мы воздержимся от политической аналитики и посмотрим на ситуацию с точки зрения digital. Например, Минздрав отлично показал себя не только в борьбе с вирусом – ведомство работает со своими сетевыми ресурсами практически безупречно. Актуальные данные обновляются по несколько раз в день, визуалы радуют глаз единой стилистикой, а видеоролики о правилах поведения просты, понятны и не затянуты.
Министерство спорта тоже отреагировало на ситуацию адекватно. Довольно быстро, ещё 20 марта, министр Олег Матыцин записал обращение с рекомендациями по работе в связи с коронавирусом, которое выложили в Instagram. Через неделю на официальном сайте Минспорта и в соцсетях ведомство запустило флэшмоб с хэштегами #тренируйсядома и #спортнормажизни – довольно популярный, поскольку в самоизоляции движение необходимо для сохранения здоровья. Первым, кто отреагировал, стал фигурист Алексей Ягудин, а затем флэшмоб подхватили все – от спортсекций до простых граждан.
На наш взгляд, Минспорта не хватает разве что дополнительной информации: в соцсетях спортивного министерства отлично смотрелась бы подборка обо всех возможностях бесплатных тренировок, которые появились во время карантина.
МВД на пандемию реагирует неоднозначно: московская полиция резонно призвала всех остаться дома и запустила хэштэг #РасскажиРодителям о возможном сетевом мошенничестве – для карантина актуально как никогда. При этом официальный аккаунт головного ведомства показывает сомнительный по силе воздействия видеоролик о пранкерах, но по внезапности реакций никто не сравнится с челябинскими полицейскими – в разгар пандемии они поют под фонограмму, что надо «жить и не тужить».
Министерство финансов, в отличие от полиции региона, подтвердившего все мемы о себе одним роликом, освещает ситуацию сухо и официально, зато по существу: на сайте ведомства появились ссылки на горячую линию для ипотечников и портал о коронавирусе. Странной кажется позиция Минкульта: за редким исключением ведомство вообще не упоминает коронавирус в своём аккаунте, а интервью Ольги Любимовой «на злобу дня» затерялось между постами о волшебных зверях в русских сказках и бурятских библиотеках. Возможно, развитие собственного Telegram-канала у ведомства в приоритете.
У мэра Москвы главный приоритет – несомненно, коронавирус. Пресс-служба Сергея Собянина выпускает по несколько новостей в день и публикует их на всех возможных ресурсах. Это оправдано: в Москве заражённых больше всего, и уровень тревоги очень высокий по сравнению с другими регионами.
Масла в огонь, как водится, подливают партии: глава ЛДПР Владимир Жириновский в своём Twitter-аккаунте раскритиковал помощь другим странам на фоне нехватки масок в России, ссылаясь на некие «опросы». Коммунисты на странице КПРФ «ВКонтакте» публикуют гневные околоситуативные посты, один длиннее другого. Коммунисты не утруждают себя единой стилистикой ни в чём, кроме красного цвета, и легко переходят от ленинских портретов к Че Геваре в медицинской маске в качестве иллюстраций.
На этом фоне публичная позиция сотрудников Центризбиркома выглядит максимально спокойно: тема выборов в топы не выходит, а в Instagram ЦИК Элла Памфилова с метлой стоит у себя на даче с табличкой с оставайтесьдома. Оперштаб по коронавирусу тоже призывает к самоизоляции – с помощью 600 digital-конструкций в Москве, Петербурге и других городах, а московское метро трогательно напоминает о заботе о пожилых людях временной сменой названий станций «Бабушкинская» и «Домодедовская».
О важности самоизоляции говорят все. Государственная студия «Союзмультфильм» создала карантинные памятки с участием известных персонажей и объявила онлайн-марафон «Союзмульткарантин», чтобы родители могли чем-то занять детей. Сделать это помогают и другие проекты – например, известные актёры читают сказки для детей в Instagram, а Московский зоопарк рассказывает о животных в своих соцсетях, пока вольеры закрыты.
Переход на домашнее обучение стал одним из первых государственных решений, и его техническая база оставляет желать лучшего. Чтобы ответить на все вопросы, Минпросвещения открыло горячую линию по проблемам дистанционного обучения. Сгладить ситуацию по мере сил помогают и компании: сервис Zoom снял лимит на видеосвязь для учащихся дома, а Skyeng сделал бесплатной свою платформу для школ.
Недостатки, безусловно, есть, но в целом государство, учитывая сроки реагирования и отсутствие опыта пандемии в новейшей истории, справляется неплохо. Однако главным остаётся один вопрос – когда будет вакцина. ВОЗ обещает, что примерно через год. Клинические исследования уже идут, а пожертвования в Фонд помощи в связи с пандемией COVID-19 принимаются: Россия, например, выделит ему до $1 млн. Работа по созданию вакцины форсирована, и это отлично: коронавирус угрожает всем без исключения, а нагрузка на медицинских работников очень велика. Именно поэтому лучшее, что можно сделать, как и заявляют все государства – это #StayHome.
СМИ
Самоизоляция – один из ключевых инфоповодов: СМИ всеми способами призывают людей проявить сознательность. Один из самых наглядных материалов выдал RT – канал снял фильм о работе команды Дениса Проценко в Коммунарке, куда привозят заражённых коронавирусом. В МИА «Россия сегодня» добавили во все логотипы медиагруппы изображение дома и призвали россиян не паниковать. «Ведомости» временно сменили название на «Вседомой», а ТАСС ввёл в свой логотип хэштег #оставайтесьдома.
Компании холдинга «Медиа-1» тоже включились в борьбу с пандемией. На «МУЗ ТВ» выходят ролики «Звёзды против короны», канал «Ю» запустил digital-проект #покаЯдома с полезными советами, а группа компаний «Выбери Радио», в которую входят 95 станций, транслирует рассказы об опыте самоизоляции и борьбе бизнесменов с кризисом.
Впервые в истории ведущие «Россия 24» выходят в прямой эфир из собственных квартир – ВГТРК показывает, что исключений нет ни для кого. Из home-студий с аудиторией общаются и ведущие радио «Маяк»: в рамках кампании с хэштегом слушайдома.
«Первый канал» выдаёт программы в эфир из Останкино, но его ведущие высказываются однозначно: без крайней необходимости покидать жильё не стоит. Владимир Познер на личном Youtube-канале призвал всех проявить благоразумие, а Елена Малышева в своём Instagram-аккаунте рассказала, как безопасно ходить в магазин за продуктами.
Общество
Гражданская сознательность мгновенно вошла в тройку самого ходового мерча COVID-эпохи вместе с маской и рулоном: Audi разъединил кольца на логотипе, Volkswagen – буквы, McDonald's – арки. Британская KFC остановила показ рекламы с облизыванием пальцев, агрегатор покупки билетов Tutu.ru на время карантина «превратился» в Tut.ru, а сайт онлайн-покупок одежды Lamoda – в Ladoma.
Да, дома сидят все – и это оказалось не так приятно и просто, как мы себе представляли, но люди находят силы, чтобы поддержать и развеселить друг друга: собрать пакет с вещами для бездомных, помочь котикам в приюте онлайн, устроить «Карантиновидение», спеть с соседями футбольный гимн, станцевать в костюме химзащиты в Шереметьево или в костюме динозавра в Милуоки, запустить волшебный сайт для детей, сыграть симфонию на кастрюлях или научить ослика соблюдать дистанцию – как Арнольд Шварценеггер.
Основную помощь сейчас получают те, кто борется с COVID-19 лицом к лицу – врачи. Илон Маск передал в больницы Калифорнии более 1000 аппаратов ИВЛ, парфюмерный концерн LVMH делает бесплатные санитайзеры для французских больниц, в Италии антисептиком врачей обеспечивает Bvlgari, а вскоре планируется запустить производство гелей от Procter & Gamble в России.
Мировые трендсеттеры шьют маски и халаты – от Mattel, New Balance, Prada, Lamborghini, Burberry и Zara до Ralph Lauren иArmani. Джорджо Армани перевёл €1,25 млн итальянским медикам на изучение вируса, а марка Moncler дала €10 млн на открытие госпиталя в Ломбардии. Не забыт и бизнес: Сбербанк создал банк вакансий для людей, потерявших работу из-за карантина, Facebook выделил $100 млн на гранты, а «Яндекс.Карты» вшили в карточки предпринимателей опции «Купить сертификат» и «Заказать доставку».
Бизнес не остаётся в долгу. Такси Gett, издание The Village и отделение переливания крови НМИЦ гематологии запустили акцию по перевозке доноров. «Ситимобил» и «Яндекс.Такси» бесплатно возят врачей на работу, а «Тануки» кормит медиков в эпицентрах COVID-19: больнице имени Юдина и ГКБ №40 в Коммунарке. Не секрет, что им сейчас очень трудно: главрач Коммунарки Денис Проценко заслуженно назвал своих коллег «сверхчеловеками».
Обычные же люди исполняют просьбу медиков, оставаясь дома, и поддерживают товарищей по самоизоляции как могут. Карантин, например, породил в буквальном смысле шедевральный флэшмоб по созданию копий картин из подручных средств. Найти их можно по хэштегу изоизоляция на Facebook, а по хэштегу SafeHandsChallenge – видео о том, как мыть руки во время пандемии. К челленджу ВОЗ присоединился в TikTok и неунывающий мэр-боксёр Виталий Кличко – он тоже помыл руки, а заодно, по традиции, всех повеселил.
Развлечение в целом стало валютой нового века. Сеть заполнили подборки активностей и бесплатных сервисов, но главное – не борьба с бесконечностью карантина, а поддержка: люди и компании наперебой помогают друг другу пережить пандемию, не прося ничего взамен.
В «Декамероне» Боккаччо писал, что соболезновать удручённым – человеческое свойство. Автор легендарного сборника чумовых новелл прав – человек испытывает необходимость помогать всем вокруг, когда им грозит опасность. Альтруизм и сострадание в нас заложены природой, и пандемия доказала не только этот факт, но и другой, не менее очевидный – чтобы ваш digital рос, человеческое лицо в Интернете нужно не только брендам, но и государству. Самоизоляция власти от людей недопустима, а чувство защищённости для каждого из нас предельно значимо.
В разгар пандемии это едва ли не важнее, чем маска и антисептик.
Мы – агентство цифрового маркетинга для государственных органов и компаний VIRUS, и это лучший штамм, который Вы можете сейчас получить. Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки, оставайтесь с нами – и вы увидите государство с человеческим лицом (да, это возможно).