Довольно живучий миф о том, что в Красной Армии была распространена практика «заваливания трупами» противника для достижения успехов на отдельных участках фронта.
Если обратиться к первоисточникам этого мифа, то обнаружится, что они имеют немецкие корни. То есть о том, что доблестные солдаты вермахта косят из пулемётов наступающие волна за волной «орды монголов» и натиск превосходящих сил варваров разбивается о монолит немецкой обороны, повествовало возглавляемое Йозефом Геббельсом Имперское Министерство народного просвещения и пропаганды Третьего рейха.
К тому же именно подавляющим численным превосходством противника можно было без ущерба для репутации объяснить ставшие после
1943 года регулярными поражения и отступления немцев на разных участках Восточного фронта.
Между тем, если бы Красная Армия, действительно, пыталась прорывать вражескую оборону за счёт «заваливания трупами», то подобные экзерсисы привели бы к тому, что людские резервы СССР были бы исчерпаны в 1942-43 годах.
Мобилизационный потенциал любой страны известен: 1 млн. населения может дать в среднем две дивизии. И Гитлер, зная это и слушая регулярно бравые отчёты своих фельдмаршалов о десятках и сотнях тысяч уничтоженных русских, предполагал, что вот-вот настанет день, когда в Советском Союзе не останется призывников, способных встать в боевой строй. Но вопреки прогнозам фюрера этого не происходило. Всё потому что рассказы о «горах трупов» при штурме немецких позиций не соответствовали действительности.
Если прибегнуть к цифрам, то на поверку оказывается, что население Третьего Рейха в 1941 году (вместе с оккупированными территориями) составляло 114 млн. человек. СССР в этот период насчитывал 192 млн. жителей. Но численное преимущество достаточно быстро было утрачено, так как к 1942 году около 40% советских граждан (78 млн. человек) очутилось в зоне немецкой оккупации. То есть по количеству населения численный перевес оказался на стороне Германии.
При подобном раскладе рассчитывать Советам на победу за счёт того, чтобы задавить противника людской массой, не приходилось. Бросая бездумно полк за полком на немецкие пулемёты можно было прийти лишь к обескровливанию вооружённых сил и полному мобилизационному истощению страны.
Учитывая то, что в 1941 году Красная Армия понесла огромные потери, при дальнейшем противостоянии вермахту она испытывала дефицит личного состава. В этих условиях советское командование предпочитало в наступательных и оборонительных операциях делать ставку на «железо», в первую очередь на танки и артиллерию. Именно за счёт «броневого щита» и «огневого вала» наиболее эффективно взламывалась вражеская оборона и отражались атаки. Так действовал принцип: «железо» вместо крови.
Кроме того, важным фактором, позволяющим избегать излишних потерь, стало внедрение в Красной Армии тактики штурмовых действий, то есть использования средств пехоты для преодоления неприятельских укреплений. Для этого в РККА на базе инженерно-сапёрных частей были созданы Штурмовые инженерно-сапёрные бригады резерва (ШИСБр), нацеленные на подрыв заграждений, уничтожение огневых точек и прорыв линии обороны противника. Эти подразделения подчинялись напрямую Ставке Верховного Главнокомандования и вводились в бой на определённых направлениях. А вслед за частями, выполняющими роль тарана, двигались обычные стрелковые части, развивая успех наступления.
Наиболее ярко советские штурмовые группы показали себя в 1945 году на территории стран Западной Европы. Там им пришлось столкнуться с фортификационными сооружениями XIX столетия, перед стенами которых в Первую мировую гибли тысячи солдат. Примерами успешных действий бойцов ШИСБр могут служить штурм Кёнигсберга, укрепрайона города Бреслау, Познанской крепости, Берлина и других «неприступных крепостей рейха».
Из всего этого можно сделать весьма определённый вывод: показатели потерь Красной Армии и вермахта за годы Великой Отечественной войны вполне сопоставимы. Победа армии страны Советов в этом жестоком противостоянии обусловлена отнюдь не наваливанием на вражеские пулемёты людской массой, а разумной стратегией, отработанной тактикой и кующимся в боях военным профессионализмом.
Читайте также о другие статьи цикла:
- Чёрные мифы Великой Отечественной: как "проморгали" начало войны