О самом машинисте
Евгений Николаевич Парчинский (15 февраля 1946 - 30 августа 2012) — машинист тепловоза локомотивного депо Егоршино Свердловской железной дороги.
Родился в семье железнодорожников. Его дед еще в царское время работал в железнодорожных мастерских в Верещагино, что в Пермском крае. Отец, Николай Михайлович, долгие годы был начальником локомотивного депо Егоршино. Мать, Клавдия Сергеевна, тоже работала на железной дороге в диспетчерском аппарате. Евгений, вполне ожидаемо, пошел по стопам родителей. Закончил техникум и с 1963 года работал на железной дороге. Слесарь, помощник машиниста и наконец машинист тепловоза.
Ответственно относился к работе, отлично знал локомотив, участок, на котором работал Парчинкский, относился к сложному по рельефу, но за все время работы он не допустил ошибок, браков на маршруте, всегда соблюдал график движения составов. Так, например, за безаварийный пробег 500 000 и 1 000 000 километров он был удостоен соответствующих памятных знаков МПС, а также знака «Почетный железнодорожник». Заслуги Парчинского по достоинству были оценены руководителями и жителями Алапаевска. Он удостоен звания «Почетный гражданин города Алапаевска».
О происшествии
6 октября 1996 года в 11 часов 25 минут на Свердловской железной дороге неизвестный проник в, стоящий на запасных путях, тепловоз ТЭМ2, завел двигатель, выставил на приборы на максимум и убедившись, что локомотив набирает ход, спрыгнул. Взрезав стрелку, неуправляемый локомотив вышел на первый путь станции Предтурье Егоршинского, проследовал перегон Предтурье — Усть-Берёзовка и продолжил движение навстречу пригородному поезду № 6680 под управлением машиниста Парчинского и помощника машиниста Ю. В. Задворных. Дежурная по станции Усть-Берёзовка заметила локомотив в 11 часов 40 минут, когда он уже выходил на однопутный перегон навстречу пригородному поезду, и сообщила об этом локомотивной бригаде поезда № 6680.
Понимая неотвратимость столкновения, бригада осознанно приняла решение нарушить инструкцию и идти навстречу неуправляемому локомотиву. По инструкции машинист отцепил вагоны, вывел всех пассажиров, далее он должен был отогнать локомотив на встречу тепловозу, застопорить свою машину и принять удар, покинув локомотив. Но впереди располагался нефтепровод и лобовое столкновение рядом с ним могло привести к катастрофе и как позже признался Евгений, "машину было жалко".
Приняли решение идти на встречу, затем дать задний ход, разогнаться и «принять локомотив на себя», снизив таким образом силу удара. Парчинский отъехал от вагонов примерно на 2 км. Помощник машиниста установил тормозной башмак на рельс, после чего Евгений дал задний ход, набирая скорость для смягчения удара столкновения. К моменту столкновения его тепловоз проследовал назад 200 м, достигнув скорости 50 км/ч; неуправляемый тепловоз двигался, как показали расчёты, со скоростью 120 км/ч. В результате столкновения оба локомотива восстановлению не подлежат. Машинист и его помощник остались живы, успев выскочить в дизельную, получив легкие травмы. Пассажиры поезда (более 200 человек) не пострадали. Был предотвращён возможный взрыв расположенного неподалёку нефтепровода.
О виновнике происшествия
Оказалось, что тем самым неизвестным был коллега Евгения, помощник машиниста Иванов. А причина скрывалась в элементарной зависти и злости. Иванова долгое время не назначали на должность машиниста и таким образом он решил отомстить руководству станции. На суде он раскаялся, признал вину и отделался условным сроком.
Эпилог
За мужество и героизм, проявленные в экстремальной ситуации по предотвращению крушения пассажирского поезда, Указом Президента Российской Федерации № 325 от 9 апреля 1997 года машинисту тепловоза локомотивного депо Егоршино Свердловской железной дороги Парчинскому Евгению Николаевичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда» (№ 393); Ю. В. Задворных награждён орденом Мужества.
Евгений проработал на железной дороге до 2001 года, после благополучно вышел на пенсию. Скончался 30 августа 2012 года, похоронен на Михайловском кладбище Алапаевска.