Sie ist das Opium des Volks
Для многих не будет новостью, что изначальное выражение "Религия – опиум народа" не имело негативного смысла.
Дело в том, что в XVIII веке, когда это выражение появилось, опиум не считался наркотиком, а считался обезболивающим. Именно так религию подавал Руссо, а за ним Карл Маркс.
Если бы это выражение возникло в наше время, то оно бы звучало как "Религия – аспирин народа" или что-то в этом духе.
Важно и то, что изначальная фраза не только была скорее позитивна, чем негативна, но и вообще была другой. "Религия – опиум народа", а не "для народа".
Это имеет значение, потому что указывает на принадлежность религии: она принадлежит самому народу, а не злодеям-эксплуататорам, которые одурманивают народ с её помощью.
В оригинальном тексте Маркса, религия названа "сердцем бессердечного мира", "духом бездушных порядков".
Примерно лет за 80 до Маркса об этом говорил Руссо (собственно, от него эта мысль и пошла):
Набожность … есть опиум для души; она бодрит, оживляет и поддерживает, когда принимается помалу; в слишком сильных дозах усыпляет, или приводит к безумию, или убивает.
Итак, мы имеем следующее.
Религия – это особое средство, которое может снять душевные боли: страх, тревогу, чувство ненужности, одиночество, безысходность.
Когда мы относимся к религии здраво ("принимается помалу", как это назвал Руссо), она будет очень полезна: мы станем бодрее, получим поддержку и почувствуем себя более живыми. Если же перегнуть палку, обратиться в фанатизм, забыть о здравом смысле и реальной жизни, то нас ждут усыпление, безумие и смерть.
Мы живём в непростое, противоречивое время
С одной стороны мы вполне благополучны, на прилавках есть всё необходимое, и хоть далеко не все живут в роскоши, но прилично жить в России вполне возможно, смерть нам, казалось бы, не угрожает.
С другой стороны растущая розобщённость, набирающий обороты кризис, тотальная закредитованность и отсутствие смыслов ставят под сомнение всё это видимое "благополучие".
В обществе нарастает тревога, и будущее не видится хорошим. В начале 2020 года всеобщая "самоизоляция" и штрафы за выход на улицу без электронного пропуска показались бы нам глупой шуткой. Но теперь это реальность, и широкие массы приветствуют меры по усилению контроля за гражданами, потому что им кажется, что так безопасней, а значит, дело нужное. То, что ещё месяц назад было безумной идеей, стало рациональной и здравой мерой.
В атмосфере нарастающей тревоги, в ожидании неясного и опасного будущего, такой "опиум", или "антидепрессант" будет нужным, востребованным и уместным.
Любая неэкстремальная мера, которая снизит тревогу и грядущее безумие, сыграет свою положительную роль. И религия, как средство, зарекомендовавшее себя на протяжении тысячелетий, будет впереди всех таких мер.
Важно только помнить наставление Руссо об умеренности "употребления" религиозности и набожности, а то мы так всё совсем загубим.
Согласны?
_______________________________________