Зачастую люди приобретают различные предметы, которые кроме одноразового применения более никогда не используются. В том числе это происходит в поездках: магниты, картинки, книги, альбомы, наперстки, статуэтки и прочие практически бесполезные вещи. И всё же у некоторых из них есть страсть к коллекционированию. К примеру, во время экскурсий по городам и странам обязательно нужно купить магнит на холодильник и еще знакомый найдется, который зачем-то попросит вас тоже купить ему магнит из страны, в которой он не был и, возможно, никогда не будет. Это очень похоже на то, когда идешь на экскурсии с фотоаппаратом, и кто-либо из группы просит сфотографировать, изначально зная, что фото он не заберёт никогда. Приходилось видеть холодильники, полностью увешанные сверху донизу магнитами… Я только потом узнал, что реальных магнитов из городов или стран, где были хозяева, — нет. Это коллекционирование. Зачем? А просто так. Они вообще нигде не были и просят знакомых привезти магнитик.
У коллекционирования есть свои градации. К примеру, в конце 80-х начале 90-х коллекционировали алюминиевые банки из-под пива и газировки, и ставили их на кухне. Иногда даже было не важно, что они занимали все свободное место.
Часто коллекционировали пачки из-под сигарет, вкладыши от жвачки, этикетки от алкоголя и даже целые бутылки, модели авто, значки, постеры и многое другое.
Для поколения 80-х начала 90-х самым обычным делом было собирать вкладыши от жевательной резинки. На них играли, ими обменивались. Некоторые вкладыши были очень затерты, и это было настоящее сокровище. Видел, как на несколько сотен вкладышей поменяли мопед!
Приходилось видеть совершенно уникальные коллекции — спичечные коробки, кирпичи с клеймами, складные ножички, керамические пробки, оружейные гильзы. Бонистика и филателия — это были самые популярные направления коллекционирования, очень дорогие.
За последние 30 лет в коллекционировании существенно расширились ветви различных направлений. Например, награды фашисткой Германии, — никого не интересовало это до 1991 года. Да, частные случаи такого собирательства были, единичные.
Старожилы в г. Балтийске, те, кто был рожден сразу после войны, с метриками еще Пиллау рассказывают следующие вещи:
«Мы много везде лазили, родители все время были на работе или по хозяйству, им было не до нас. Времена то сложные были, тут как говорится, не до сантиментов. Ну в общем, примерно когда рожденные в 1945 году достигли школьного возраста, это уже был 1951 год. Значит, еще много было завалов, много было разбитой боевой техники кругом. Ну вот мы и устраивали экскурсии в такие места. Лазили в бункеры, по окопам и блиндажам. Никому эти всякие значки не интересны были. Так разве что как трофей и насмешка».
«А однажды даже в школе скандал был. Мальчишки стали друг друга в школе награждать немецкими крестами, учителя увидели и был большой разнос. В общем, все немецкое, фашистское не было популярным. «Я собрал все нашивки, всех немецких подразделений, которые обороняли Пиллау. Тогда мне было очень интересно. Я, конечно, это прятал в коробочку. Немецкие награды можно было запросто собирать, они просто валялись. Некоторые стреляли ими из рогатки. Знали бы они, что это через 60-70 лет будет стоить, наверное, сохранили бы. Еще много находили оружия. В моде были пистолеты, они были у всех. Ну а уж там карабин или автомат — это так себе было. Гоняли за это, но опять же, некогда было поначалу нами заниматься, да и за всеми не усмотришь. Подрывов много было, ведь на таких вот экскурсиях в лесах или на позициях очень много было боеприпасов, мин, растяжек, все они были в готовности, не осторожное обращение или любопытство обычно заканчивалось очень печально.
К середине шестидесятых все это подсобрали, развалины и руины уже были убраны, техника в металлолом. Вот, например, мы тогда подрабатывали в лесхозе, на заготовке металла. Тогда был план по сбору. Стоит танк или бронетранспортёр, весь боезапас соберем вокруг, все что валялось сложим внутри танка или транспортера ну и шашку тротиловую с шнуром запалим, взрыв. Все что от танка осталось грузили на телеги потом увозили на пункты металлолома. А вообще много чего находили: и ножи разные и кортики. Все это кто-то хранил, кто-то обменивал. Но какого-то массового ажиотажа не было. А потом все как-то уже исчезло, не стало ни оружия, ни техники в лесах. Все подсобрали, особенно что было в доступной зоне. Потом еще милиция стала отбирать у пацанов трофеи. Был даже план по сбору оружия. Где-то к семидесятым годам уже ничего особо нельзя было найти. Были конечно копатели, они знали где ещё можно найти что-либо, но в целом-то так скажем трофейный “рай” уже закончился. Сейчас с металлоискателями ходят, смешно стало смотреть, целый день ради какой-то монеты или значка, а вот раньше за день можно было полные карманы набрать».
Во такая обстановка была в начале 50-х годов. Но не только в Балтийске. Еще одна интересная история от жителя посёлка Поваровка — бывший Кирпенен.
«Все мое детство я помню свастику, много всего валялось, было в домах. Вся посуда была немецкая, мы из неё ели. Никто не обращал внимания. Годы были тяжелые после войны. Посуда была разная, кайзеровская, с Гинденбургом, фашистская со свастикой. Её я очень запомнил. Нам это было вообще не интересно, хотелось есть, кругом была нищета. Мы лазили по брошенным немецким домам. Еще много было немецких вещей, но как-то их не брали, а куда они потом делись я не знаю. Один дом запомнился, там много книг было, все на немецком, стол тяжелый стоял, конечно уже кто-то там по хозяйничал, но целого много еще было».
Из этих нескольких примеров можно сделать вывод – прошло немного времени, вещи о которых шла речь, стали очень ценными и их стали коллекционировать.
Самое частое и распространенное – так называемое «частное коллекционирование». Те вещи, которые относительно не дорого стоят и их мы приобретаем в путешествиях, во время туров, поездок. Магниты, тарелки, кружки, наперстки, статуэтки, жетоны, открытки.
Еще стало модным собирать монеты, различные направления, страны, года, события. В последнее время в России тоже стали чеканить много юбилейных и памятных монет. Конкретно в Калининграде есть городской клуб, где собираются коллекционеры по разным направлениям. Монеты, банкноты, фалеристика, марки, книги, открытки, статуэтки. Реже стало коллекционирование «копанины» (предметы, найденные в земле). В клубе можно поменять, продать, купить интересующие вещи. Еще интересна будет сходка старьевщиков у башни Врангеля. Там по выходным собираются люди и продают различные вещи. Монеты, посуду, что-то из фалеристики, ассортимент огромен. Туристов во время экскурсий завозят побродить по рядам и они с удовольствием приобретают различные предметы.
Более подробно в моем блоге на сайте https://gid39.su/