Найти тему
Ирина Едошина

Москва. Мемориальный музей-мастерская скульптора Конёнкова

Этот небольшой и очень уютный музей в самом центре Москвы оказался удивительным открытием февральского путешествия в столицу. Попал он в наше с Ксенией поле зрения, можно сказать, неожиданно. Большими поклонниками скульптуры себя не считаем, предпочитаем заброшки, дореволюционные усадьбы да старые интерьеры.

На музей скульптора «навел» интернет. Мастерская Конёнкова «выпала» в поисковой ленте совершенно по другому запросу. Правда, случилось это после похода в действующую мастерскую петербургского скульптора Павла Игнатьева, когда впечатления от знакомства с творческим местом были свежи и сильны.

Три факта побудили внести музей скульптора в программу пребывания в Москве: музей в мастерской, центр Москвы, где мы предполагали гулять, и режим работы «допоздна». Для себя оставили пути к отступлению – «если что, уйдем». Мы не только не ушли, мы зависли в музее почти на пару часов, обошли все предложенные к осмотру комнаты, с удовольствием слушали пояснения музейных сотрудников, ещё и вопросы задавали.

«Автопортрет» (гипс, 1954)
«Автопортрет» (гипс, 1954)
«В 1954 году я исполнил «Автопортрет», за который в 1957 году мне первому среди мастеров изобразительного искусства была присуждена Ленинская премия.
Когда в тиши мастерской я работал над «Автопортретом», относясь к этому как к глубокому раздумью, я думал не только о портретном сходстве, а прежде всего хотел выразить свое отношение к труду и искусству. В «Автопортрете» мне хотелось отразить песнь песней творчества – вдохновение…»

Начну с места. В жилом комплексе на Тверской улице (это недалеко от станций метро Пушкинская, Тверская, Чеховская) скульптор Сергей Тимофеевич Конёнков поселился в 1947 году. Дом был новый, десяти лет не прошло, как возвел его архитектор А.Г. Мордвинов на месте разобранной церкви святого великомученика Дмитрия Солунского. Конёнков оформляет квартиру с мастерской по собственному проекту, делает зарисовки интерьера, чертежи, руководит строителями.

24 года жил и творил скульптор в доме на Тверской. Его не стало в 1971 году. Три года спустя, к 100-летию со дня рождения Сергея Тимофеевича, в доме, где он прожил свои последние годы, был открыт музей. Музей состоит из мастерской, жилых комнат, кабинета, холла и гостиной. Планировка помещений не изменилась, а вот интерьеры жилых комнат не сохранились, в них сейчас выставлены работы скульптора. Исключение составляет кабинет Конёнкова, здесь интерьер сохранен в первозданном виде: письменный стол, диван-тахта, фотографии на стенах…

Говорят, хозяева и их гости любили проводить время на небольшой по размерам открытой площадке второго этажа, где была обустроена гостиная зона. Замечательное место)))

Мемориальный музей-мастерская С.Т. Конёнкова.
Мемориальный музей-мастерская С.Т. Конёнкова.

Помещение мастерской обширное, с высокими потолками и большими окнами. СтОит отметить, что московская мастерская Конёнкова является копией его мастерской в Нью-Йорке (всего в США скульптор вместе с супругой прожил 22 года). Основная экспозиция работ мастера выставлена именно здесь.

Представленная в московском музее экспозиция скульптур является наиболее масштабным собранием работ Сергея Конёнкова. Коллекция обширная, в ней представлены все этапы творческой биографии мастера, однако самая значимая часть музейных работ выполнена в «американский период».

Скульптурные работы очень разнообразны по своей тематике. Евангельский цикл, созданный в Америке, удивительная деревянная мебель, работы на мифические темы, античные герои и целая портретная галерея… И еще одна особенность работ скульптора – материал, из которого он создавал свои произведения – гипс, мрамор, дерево, бронза. Отсутствие однообразия – одна из причин, почему в музее интересно.

Отдельно хочется остановиться на работах, выполненных из дерева. Прежде всего, на изумительной красоты деревянной мебели, которая была создана Конёнковым в 1930-е годы в Нью-Йорке.

«Когда я видел выброшенную на улице мебель, то всякий раз огорчался. Труд человеческий выбрасывают – как им не жалко! Возможно, в виде протеста решил я тогда сделать мебель, которую не выбросишь, потому что она не имеет никакого отношения к моде…»

«Вечно модную» мебель, как называл ее скульптор, Конёнков создавал из корней и пней могучих деревьев, поваленных в Центральном парке Нью-Йорка. Особенно хороши представленные в музее всевозможные кресла, было огромное желание устроиться в одном из их. Охотно верю в легенду, будто одна дама из клана Рокфеллеров желала приобрести мебель от Конёнкова за любую озвученную мастером сумму.

В музее есть даже инсталляция – звучащая скульптура «Космос», созданная уже почти девяностолетним мастером. Работу над этой композицией Конёнков начал под впечатлением от первого полёта человека в космос.

Перед нами карта звездного неба, на которой расположены созвездия, представленные традиционными символами согласно их названиям. В центре – фигура ребенка, олицетворяющая человечество, выходящее в космос с мирными намерениями. Автор замыслил, что его «Космос» будет звучать, давая представление зрителю-слушателю о космической музыке. По натянутым струнам должен был скользить деревянный диск, издающий определенные звуки.

Пожалуй, в мастерской Сергея Конёнкова впервые увидела работы, в которых удивительным образом соединены столь непохожие материалы – долговечное дерево и хрупкий гипс.

«А.П.Чехов. Голова в корнях» (гипс, корни дерева, 1971)
«А.П.Чехов. Голова в корнях» (гипс, корни дерева, 1971)

Напоследок оставила те произведения, которые особенно поразили, заставили замереть перед ними, остались в памяти. Очень настоящий горячо любимый мною Достоевский, живой Паганини, который на твоих глазах сыграл финальную ноту и оторвал смычок от струн, непостижимый и очень одухотворенный Христос…

И еще хочется сделать одну ремарку. Многие работы мастера снабжены пояснениями самого скульптора: почему он обратился к этому образу, как продумывал работу, создавал, творил… Создается впечатления, что скульптор самолично рассказывает о своих произведениях.

По большей части, это выдержки из книги Сергея Тимофеевича Конёнкова «Мой век». Внесла мемуары скульптора в список для прочтения, заинтересовал меня этот человек)

С.Т. Конёнков
С.Т. Конёнков

Центр города: за стенами мастерской огромный мегаполис, в котором снуют шумные автомобили, гуляют люди, горят разноцветными огнями рекламные вывески, светофоры и уличные фонари. А переступаешь порог музейной мастерской и будто попадаешь в прошлое. Кажется, что время здесь остановилось – всё, как было при мастере.

Замечательный камерный музей и, думается мне, малоизвестный для широкой публики. Внимательные душевные сотрудники, которые знают и любят творчество скульптора и с удовольствие делятся своими знаниями с посетителями. И, конечно, сами работы: филигранно исполненные, одухотворенные, наполненные жизнью…

«Вдохновение рождает мастерство и целеустремленность. Где вдохновение – там нет равнодушия. Где вдохновение – там дышит мрамор» /С.Т. Конёнков/

Стоит лишь добавить, что у Сергея Тимофеевича наряду с мрамором дышат и дерево, и гипс, и бронза…

Мемориальный музей «Творческая мастерская С.Т. Конёнкова»

Москва, ул.Тверская, д.17

Режим работы:

понедельник – выходной день

вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье – с 12.00 до 20.00, касса – до 19.30

четверг – с 13.00 до 21.00, касса – до 20.30

последняя пятница месяца – санитарный день

Стоимость билетов: 50-100 рублей, экскурсионный – 200 рублей

------------------------------------

Еще о музеях Москвы:

Центр профориентации Московского метрополитена

Дом-музей И.С. Тургенева

Другие статьи моего канала доступны здесь. Добро пожаловать))) Добавляйте мой канал в свою ленту, чтобы не пропустить новые публикации.