При устройстве на новую работу мы обязательно интересуемся личными качествами руководителя. Какой он? Если авторитарен и нетерпим, как с ним сработаться?
Жизнь меня однажды привела к руководителю-диктатору в самом полном смысле этого слова. Справедливости ради сразу же скажу, что это умнейший, эрудированный, пунктуальный, работоспособный человек, перфекционист и максималист. За всю свою учебу (школа, техникум, 2 ВУЗа) не получил ни одной четверки. Деловые документы отшлифовывал до запятой, до пробела. Должностные инструкции сотрудникам писал сам. Законы, кодексы и другие нормативные документы досконально изучал и не раз запрашивал у чиновников письменные разъяснения. Не мог потратить хотя бы 10 минут рабочего времени на пустую болтовню или разглядывание какой-нибудь ерунды. Работал напряженно и требовал такого же трудоголизма и педантизма от своих сотрудников. Например, ровно в 11.00 помощница должна была приносить ему кофе. Не в 11.02, или в 11.05, а РОВНО в 11.00, с боем часов. Кроме того, у секретаря в столе лежала схема, собственноручно нарисованная шефом: где на подносе стоит чашка, как располагается сахарница, лимон, ложка и т.п. Если помощница запаздывала на минутку, то шеф ее усаживал в кабинете и тихим вежливым голосом минут 10-15 объяснял, как она не бережет рабочее время руководителя и насколько это важно для успеха в бизнесе.
Никто не должен был в офисе слоняться без дела. Увидев в коридоре сотрудника со скучающим выражением лица, наш директор тут же посылал его... в архив, нумеровать подшитые в папки документы. Немало еще подобных "фишек" могу рассказать, но что же я все не о себе...
С этой работы началась моя бухгалтерская карьера. Так получилось, что у шефа не было уровневого надежного главбуха, и немного пообщавшись со мной, директор решил вырастить для себя главбуха сам, так сказать, из благодатного материала. (Кстати, директор был экономистом-финансистом по образованию). Полтора года по вторникам в 11.30 я приходила к директору с тетрадкой и докладывала, что нового за неделю произошло в сфере бухгалтерского учета, экономики, финансов. Новации надо было писать ручкой в тетрадке, газетные вырезки или перепечатки не подходили. Затем директор давал мне тему, которую я должна была изучить и доложить в следующий вторник. Иногда это были экзаменационные вопросы экономических ВУЗов, иногда "загогулины" законотворчества, иногда практические ситуации из нашего бизнеса... Ситуации мы разбирали, дискутировали, давали им оценку, прогнозировали развитие. От текущей работы, конечно, никто не освобождал. Зато через пару лет экзамен на аттестат профессионального бухгалтера я сдала без особого напряжения.
Однажды пришла проверка из налоговой. Директор был даже рад. Все общение с проверяющими взял на себя, по ходу проверки полемизировал, цитировал нормативные документы, давал пояснения по любому вопросу. Думаю, не стоит и говорить, что "бумажки", представленные проверяющим, были оформлены как положено, со всеми необходимыми подписями и печатями, хранились в идеальном порядке. Дамы из налоговой даже как-то пожалели меня, мол, трудно с таким педантичным начальником работать.
А мне с таким директором наоборот, было очень легко работать. Он был предсказуем. У нас не было штурмовщины и "перебрать три мешка фасоли за одну ночь" или "копать от забора и до обеда", любой мой вопрос по существу разбирался до полного понимания, логические цепочки действия экономических законов были вбиты мне в голову навсегда и потом не раз пригодились в работе и в жизни. Кроме того, я получила бесценные уроки командного взаимодействия и построения трудоспособного коллектива. Такого опыта и знаний не даст ни один ВУЗ, не то что тренинг. И ради него можно и потерпеть в верхнем ящике стола схему расположения чашек на подносе, не правда ли?