Вербное воскресенье у православной церкви в этом году совпало с Пасхой в католической.
Хочу сравнить отношение к пандемии у двух христианских конфессий. Конечно, православная церковь и католическая всегда отличались своим отношением как к жизни, так и к смерти. Но ситуация с коронавирусом подняла пену внутренней кухни обеих церквей на поверхность.
"Еще не знаю, как пройдут богослужения на Страстной неделе, но кажется, что в этом году Пасху мы будем отмечать дома. Но это не меняет для нас главного – Бог нас по-прежнему любит! Ради нас Он умер на кресте. Крепитесь, мужайтесь, не теряйте надежды! Будем помнить друг о друге в молитве." Настоятель католического храма Олег Цымляков.
С первых же дней объявления сложной эпидемиологической ситуации в стране (еще в конце марта), католики отреагировали мгновенно. При входах в костелы сразу же появились бутылочки с антисептиком, несколько раз в день проводилась санитарная обработка всех помещений костелов, причастие священник отдавал прихожанину не иначе как металлическими щипцами только в руки.
Уже через неделю отменили публичные мессы в храмах и перешли на дистанционный режим. Прихожан научили посещать службы у экранов своих телевизоров во время прямых трансляций из храмов. Обошлось без упреков ни в адрес властей светских, ни в адрес власти духовной. Роптаний прихожан не было, понимание и адекватность со всех сторон.
Католиков настойчиво убедили вечером пасхальной субботы остаться дома и помолиться в кругу семьи. В храмы можно было прийти в течение всего воскресного дня на исповедь и причастие, которое давалось каждый полный час в 8 утра до 20 часов вечера.
То есть было сделано все возможное, чтобы верующие как можно меньше контактировали друг с другом. Удалось избежать скопления людей в храмах.
"…Это не гонение на христиан – это спрос с христиан, это суд над нами. Это спрос с нас.
Из Евангелия слова не выкинешь, и в Евангелии есть притча о десяти девах. …"Тогда захотят войти, и не смогут". …
Что мы видим сейчас - боимся смерти, болезней, цепляемся за быт, за комфорт именно этой земной жизни. Кто по-настоящему живет с Господом?..
Мы забыли, что мы христиане, потому что мы забыли Господа. И вот реальность… Мне очень страшно. Мне страшна такая Пасха.
Из проповеди настоятеля Преображенского храма в Москве о. Бориса Потапова. 12.04.2020
Православное же Вербное воскресенье прошло традиционно многолюдно. Никто не стал ограничивать прихожан в их желании совместной молитвы. Священники в случае конфликтов с правоохранителями вступали в открытую конфронтацию и высказывали активную гражданскую позицию, отстаивая права прихожан до последней капли миры, цитируя Конституцию не хуже Библии.
Только вечером воскресенья, когда накал страстей раскалил Москву до опасного градуса, появилось циркулярное письмо первого викария Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве митрополита Воскресенского Дионисия запрещающее публичные службы в церквях. Письмо стало реакцией на предельно жесткое обращение Главного санитарного врача Москвы Елены Андреевой к Патриарху Кириллу.
Думало ли православное духовенство о здоровье прихожан и их семей, собирая их под крышей храмов на совместную молитву во время пандемии?
Понимают ли, что 70% их паствы люди в преклонном возрасте, входящие в группу риска, старики, для которых это Вербное воскресенье может стать последним?
Я ни в коем случае не хочу оскорбить чувства верующих, но уверен, что не буду одинок в мысли, что все дело в том, что православная церковь в отличие от католической думает о прихожанах в первую очередь, как об источнике доходов.
РПЦ – это жестко структурированная коммерческая организация. Каждый приход должен оплатить в епархию ежемесячный сбор и никакой коронавирус не отменит этого оброка.
Дни Великого поста и Пасхи дают большой доход всем звеньям структуры от священников до патриарха. Была договоренность с мэром, но ситуация с количеством ежедневного прироста инфицированных в больницах города просто катастрофическая.
Эта история со стенаниями о конце времен и запугиванием прихожан, она про деньги и больше ни о чем.
Полное отсутствие социальной этики и жажда наживы, вот что так ярко отличает сегодняшнюю православную церковь от католической.
Хочу отметить, что разумность победила. Публичные службы отменили, хоть и под большим давлением властей и огромным неприятием ситуации в целом. Решение принято правильное и это важно. Православный мир принял новость бурно и недовольно, но принял без обострения ситуации и острого конфликта. Внутрицерковные разборки не в счет, не о них сейчас речь.
Надеюсь, что РПЦ найдет способ причастить и исповедовать прихожан без опасности для здоровья последних, примером может стать Церковь католическая.
Уверен в том, что власти Москвы с пониманием отнесутся к главному православному празднику и не будут препятствовать верующим в посещении храмов в это воскресенье.
Многие верующие обратили внимание на беларуских братьев. Митрополиту Минскому и Заславскому Павлу «повезло» больше. Президент Беларуси Лукашенко относится к пандемии коронавируса крайне скептически. Храмы никто не закроет.
Вместо жесткого социального дистанцирования в Беларуси пропагандируют на всех уровнях гордость своей страной, последним оплотом «здравого смысла», которую не затронул мировой вирус Коронабесия.
Церковь дом Бога, но гораздо важнее Храм внутри каждого из нас!
Каждый верующий и есть Храм, а Семья – Церковь. Во время пандемии важно сохранить искру веры и не поддаться греху уныния.
Встретьте светлый праздник Пасхи со своими близкими.
Берегите себя и родных!
Поставьте, пожалуйста, лайк, если статься была вам интересна. Это мотивирует на написание других интересных материалов для вас.