Собственно, эта проблема существовала всегда, но впервые ребром она была поставлена в великой русской литературе 19-го века, романах Достоевского, Толстого, Гончарова.
У Достоевского в романе «Идиот» от семейного счастья и благополучия сразу два генерала начинают в буквальном смысле слова «беситься», и один генерал (Иволгин) полностью сходит с ума, а другой (Епанчин) под влиянием Настасьи Филипповны тоже начинает поддаваться сумасшествию. Такая же судьба постигает и героев других его романов (Свидригайлов, Версилов, Рогожин, Федор Павлович Карамазов).
У Гончарова в романе «Обломов» на грани помешательства оказывается Ольга Ильинская, бывшая невеста Обломова, ставшая женою Штольца и достигшая, казалось бы, вершины женского счастья с любящим мужем и детьми.
Нечто подобное происходит с Анной Карениной в одноименном романе Льва Толстого. Она уже действительно сходит с ума и бросается под поезд. Причем, это внутреннее помешательство не могут адекватно объяснить ни беспричинная ревность к Вронскому, ни невозможность видеться со старшим сыном.
Но это все литературные герои, скажете вы, а что в реальной жизни? В реальной жизни – то же самое.
Если мы возьмем тот же 19 век, когда эта проблема выявилась литературно, то те, кто ее выявил, имели богатый жизненный материал, подтверждающий эту проблему, в наблюдениях за собою и своими современниками.
Вот, например, царь Александр II, современник Достоевского и Толстого. Имея вполне счастливую семью с восемью детьми – все, как и мечтал еще в молодости, – заводит себе параллельно вторую «жену» с четырьмя детьми - Екатерину Долгорукову, размещает ее в Зимнем дворце и долгие годы живет, разрываясь на две семьи, пока его самого не разорвало взрывом на Екатерининском канале.
Собственно, наши главные романисты, имея вполне благополучные семьи, тоже были подвергнуты реальным припадкам беснования и помешательства. Достоевский однажды в порыве бешенства чуть не задушил цепочкой свою молодую жену и «копирайтера» Анну Сниткину.
А Лев Толстой упоминает в своих дневниках, что в 70-е годы, как раз когда пишет «Анну Каренину», имея вполне благополучную и счастливую семью с восемью детьми, прячет от себя подальше веревки, чтобы не повеситься, и ружье, чтобы не застрелиться.
Впрочем, наше время не принесло ничего нового. Далеко ходить не будем – взглянем на нашего президента В.В. Путина. В 2013 году на всю страну он заявил о разводе со своей женой, с которой имел раньше вполне благополучную и счастливую семью с двумя дочерями. Его объяснения об «обоюдном решении» и «отсутствии общих интересов», мягко говоря, выглядят не очень убедительно. Все-таки и его не обошло стороной рассматриваемой нами «беснование».
Итак, читатели, мы стоим перед страшной загадкой. Многие из нас (даже наверно большинство) тоже являются поклонниками семейного счастья, а значит, автоматически попадают в «группу риска» по поводу сумасшествия. Вы хотите знать, почему?
Только сразу предупрежу, что ответ носит метафизический характер и устроит только тех, кто способен чувствовать невидимую духовную подкладку у видимых глазами явлений и событий.
А ключ к ответу заключается в поговорке: «за что боролся – на то и напоролся». Парадокс: на земле ничего «земного» нельзя ставить в качестве высшей цели. Душа должна стремиться к Небу. Все земное, и то же самое семейное счастье, являются по сравнению с Небом приниженным и второстепенным.
Поэтому если человек ставит семейное счастье в качестве своей высшей цели, выше какого-то там далекого и «писаного вилами по воде» Неба, то неизбежно будет за это наказан. Точнее, сам себя накажет, как всегда себя наказывает человек, сотворивший себе кумира.
Потому что, когда человек достигает этого «кумира», он неизбежно разочаруется в нем, ибо поймет, что получил суррогат и подмену. И если вовремя не осознает причину своего разочарования, то может сойти от него с ума.
С этим выводом трудно согласиться, не испытав его, как говорится, «на собственной шкуре». Но истина и не обязана согласовываться с обывательскими взглядами и шкурными интересами.
«Ищите прежде всего Царства Небесного», - сказал Иисус Христос. И это есть безусловная истина. Она зачастую горька, но вкус ее целителен для тех, кто стремится к Правде и не удовлетворяется приторной патокой «сладкой лжи».
Так что, читатели, любители семейного счастья и склонные ставить его на первое место в жизни, будьте осторожны!