Найти тему
По Факту

10 интересных фактов об Афанасии Никитине – выдающемся путешественнике

Оглавление

Афанасий Никитин – путешественник, который первый из жителей стран Европы побывал в Индии. Он открыл эту страну за 25 лет до португальского моряка Васко да Гама. Афанасий Никитин вел путевые записки, в которых описывал не только быт и уклад жителей Индии, но и политическую систему.

О детстве путешественника почти ничего не известно, да и его биография знакома историкам лишь частично. Но мы постарались собрать самые интересные, на наш взгляд, факты об Афанасии Никитине. Давайте о них поскорее узнаем!

10. Купец родом из Твери

Писатель, купец и путешественник Никитин родился в городе Тверь в середине 15 века. В его родном городе даже поставлен памятник – Афанасий Никитин, что находится на набережной (Заволжский район). У этого примечательного памятника особенно любят фотографироваться молодожены во время празднования свадьбы.

Местные жители гордятся этим памятником, и, конечно же, он является одной из главных достопримечательностей Твери, на которую с удовольствием приходят посмотреть туристы.

9. Один из первых написал об Индии

-2

Об Индии на Руси знали еще задолго до путешествия Никитина, но принято считать, что он один из первых, кто написал об ней. Путешественник написал книгу «Хождение за три моря», в которой показал жизнь такой, какая она есть – без прикрас.

До него уже были написаны произведения об Индии, однако ее описывали страной богатой и прекрасной, Никитин же указал на главенствующие в ней бедность и проблемы. Вместе с торговцами, Афанасий отправился в рискованное путешествие, и во время плавания он и его команда даже попали в плен. Но, несмотря на это, Никитин все-таки сумел добраться до Индии, где занимался изучением быта и природы местных жителей.

Интересный факт: путешественник пребывал в Индии с 1468 по 1472 год.

8. Набожный православный христианин

-3

В том, что Афанасий Никитин православный христианин легко убедиться, прочитав весь текст «Хождения за три моря». Он был вынужден сопротивляться тем, кто хотел обратить его в исламскую веру, когда он пребывал в Индии.

Постоянное его обращение к обрядовой практике ислама связано лишь со спецификой путешествия. Находясь не на своей земле, Никитин не призывал имя Христа во время путешествия, поскольку Христос отвернулся от этой земли.

Афанасий Никитин попал в тупик религиозной жизни, и не знал, как сохранить свою веру в тех условиях, в которых он оказался. У него не было книг, и он находился за тремя морями от своей родины.

7. С уважением относился к чужой вере

-4

Между историками всегда велись бурные споры о том, принял ли Афанасий Никитин ислам или нет. Ряд историков выступают против того, что он принял эту веру, и ведущий среди них Лурье Я.С.. Он утверждает, что Афанасий не мог принять ислам, т.к. не прошел процедуру обрезания, поскольку возвращался в Россию – на родину.

Прошло уже очень много времени с 15 века, навряд ли сейчас можно добыть достоверную информацию. Однако кое-какой вывод можно сделать. Афанасий Никитин вобрал в себя все самое лучшее, что было в исламе и христианстве. Великие ценности человечества – любовь и доброту, и с уважением относился к чужой вере.

6. Поиск новых товаров - одна из главных мотиваций для путешествий

-5

Путешественник побывал во многих городах. Около восьми месяцев он находился на территории прикаспийской области Персии – Мазендерану, жил в Амоле, Чапакуре и Сари. Главной причиной пребывания в Мазендеране было, вероятно, необходимость в торговых делах.

Афанасий Никитин искал новый путь торговли для Руси. Но прежде чем познакомиться с условиями рынка и приобрести товар из первых рук, требовались средства. И Никитин, торгуя, задержался в Персии. У него не было состояния для того, чтобы путешествовать в отдаленной стране, поэтому он поехал как купец. Наиболее ценным товаром в Индии считались кони, поэтому Никитин отправился в Таром.

5. Подробно описал Индию в своих заметках

-6

Никитин был патриотом своей родины, прокладывающим пути в неведомые страны «ради пользы земли русской». В Индии путешественник внимательно присматривался к жизни, обычаям и нравам. Он подмечал, что люди там ходят совершенно нагие, а князь покрывает только голову и ягодицы.

Никитин объездил всю Индию, побывал в Парвате. Особый интерес у него вызвала церемония выезда султана – 300 слонов сопровождали его и 12 великих визирей. Кроме слонов были также верблюды и плясуны, и трубачи. Султан ехал на коне, покрытым золотом и седло было тоже золотым.

Вглядываясь в чужую землю, Никитин свято хранил в своем сердце образ Русской земли.

4. Описывал экзотических животных

-7

В Индии Никитин видел разных животных, многим удивлялся. В своей книге он подробно описал все свои впечатления. Из животных больше всего его привлекли буйволы, слоны, обезьяны и верблюды. С удовольствием он описывал экзотических животных.

Его очень поразили змеи на улицах Бедеря «в две сажени длиной» и птица, которая летала ночью – «гукук». Из растений его заинтересовали пальмы и кокосовые орехи.

3. «Хожения» внесены в летописный свод

-8

Путешествия Никитина относятся к тому времени, когда престол занял Касим султан (это было между 1466 г.), кстати, он упомянут в «Хожении». Текст был найден составителем одного из летописных сводов. К московскому дьяку – Василию Мамыреву, записки Никитина попали не раньше 1473 года – он внес их в летописный свод, продублирован Софийской II и Львовской летописях. Примечательно, что деятельность Мамырева была связана исключительно со внутренними делами.

2. Заметки писал на тюркском языке

-9

Некоторые историки считают, что находясь в Персии, Никитин принял мусульманство. Это не утверждение, а лишь предположение. В основном текст «Хожения» составлен на русском, однако в каких-то моментах Афанасий Никитин плавно переходит от одного языка в другой – он пишет то на тюркском, то на арабском, после чего также плавно возвращаясь опять к русскому. Очевидно, что он знал много языков, но главное не это. Арабский или тюркский язык он использовал для русских православных молитв.

1. Его работы - основа учебников и современных исторических романов

-10

Русский купец Никитин – первый, кто задокументировал свои наблюдения, находясь в Индии. Свои путешествия он описывал в книге «Хождение за три моря». Заметки оценили как познавательные, и ими даже стали пользоваться в качестве путеводителя по Азии.

Он привлекал своими рассказами о необычных традициях Индии, ее легендах и др. Работы Никитина послужили основой для написания романов об историческом времени, а также для учебников.

Сохранившиеся заметки Афанасия Никитина помогли многим, кому требовалось наладить связи с теми странами, где побывал путешественник. Несмотря на то, что заметки писались в 15 веке, они не теряют своей актуальности по сей день.

Как и большинство людей, оказавшись на чужой земле, Никитин многое не понимал и многому удивлялся. А еще он страдал по родине, что является главным в его записях. Ностальгия по родине чувствуется в его строках: «Нет другой земли, кроме России…»

Подписывайся и комментируй, чтобы не пропустить интересные публикации! 😊

Источник: https://goo.su/0SkU

Российская литература
0