Америка продолжает ставить антирекорды по числу заболевших (560 тысяч человек) и умерших (почти 23 000) от новой всемирной заразы
Информагентства уже сообщили, что впервые в истории США режим крупного бедствия (major disaster) введен на всей территории этой страны. Общенациональный режим стал очередным шагом в борьбе Соединенных Штатов с эпидемией коронавируса. На протяжении нескольких недель такой режим поочередно объявили губернаторы почти всех американских штатов и ассоциированных территорий, последним стал Вайоминг
Почему не был объявлен режим чрезвычайной ситуации (emergency declaration)? Дело исключительно в нюансах американского законодательства. Разницу между двумя этими режимами определяет один из законов США - The Stafford Act.
Закон этот был принят в 1988 году и является осовремененной версией Закона об оказании помощи при бедствиях от 1974 года. Свое название он получил в честь сенатора от штата Вермонт Роберта Стаффорда, активно работавшего над его принятием.
Разница между двумя режимами не очень заметна. По большей части, введение любого из них предполагает выделение из федеральной казны финансовых средств на борьбу и ликвидацию последствий с той или иной напастью (землетрясением, эпидемией, наводнением, извержением вулкана и т.п.). Самим штатам нередко не хватает на такие цели собственных средств.
Введение режима чрезвычайной ситуации было бы чревато сбоем в экономике, поскольку он смог бы служить основанием для невыполнения контрагентами своих обязательств по причине форс-мажора. Режим крупного бедствия, безусловно, нарушил цепочки поставок товаров и услуг, но не привел к краху американской экономики. Плюс обезопасил федеральное правительство и страховые компании от требования бизнеса о компенсации убытков. Эпидемия не повредила здания, оборудование, сырьевые и товарные запасы. Следовательно, и компенсировать тоже нечего. Хотя, несмотря на это, ощутимую поддержку бизнесу власти США окажут.
Введение режима чрезвычайной ситуации было бы чревато сбоем в экономике, поскольку он смог бы служить основанием для невыполнения контрагентами своих обязательств по причине форс-мажора. Режим крупного бедствия, безусловно, нарушил цепочки поставок товаров и услуг, но не привел к краху американской экономики. Плюс обезопасил федеральное правительство и страховые компании от требования бизнеса о компенсации убытков. Эпидемия не повредила здания, оборудование, сырьевые и товарные запасы. Следовательно, и компенсировать тоже нечего. Хотя, несмотря на это, ощутимую поддержку бизнесу власти США окажут.
Закон Стаффорда изначально был неидеален. Так, например, он предписывал восстанавливать здания ровно в том же виде, что они стояли до катастрофы. Таким образом, больницу, построенную, например, полвека назад, нужно было отстраивать заново по устаревшим стандартам. В результате, в 2018 году в закон внесли несколько поправок. Что не отменило его критику. Чаще всего говорят о забюрократизированности механизмов, прописанных в нем. Это подтвердили и меры, предпринятые правительством США для ликвидации последствий разрушительного урагана «Катрина». Все тогда отметили, что исполнению закона препятствовала бумажная волокита.