Внимание!
Это не статья, а минное поле! Один неверный взгляд и вы подорвётесь на спойлере.
Здесь мы будем обсуждать «ненадежных рассказчиков», которые водят нас за нос, а мы и рады, ведь такая конструкция повествования обещает непредрекаемую развязку. Одни из них делают это осознанно, другие — нет, но итог всегда один: зритель на крючке.
Детали обмана я буду прятать в тексте под кадрами из фильмов — если не хотите попасться на раскрытии интриги, то просто пролистывайте фильмы, которые ещё не видели.
«Жизнь Дэвида Гейла»
Алан Паркер
Герой Кевина Спейси боролся с законом о смертной казни, считая его средневековым варварством, осознавая непоправимость возможной ошибки. И вот сам оказался в камере смертников. Судьба умеет шутить, а иногда ее юмор слишком чёрный. Но здесь случай не тот...
По материалам следствия Гейл убил собственную напарницу в борьбе за отмену высшей меры наказание. Странно? Весьма. Но мужчина уже ранее обвинялся в насилии, да и вину вроде как не отрицает. Ещё страннее.
Докопаться до истины попробует журналистка Бэтси Блум, и неё получится: «жертва» все сделала сама, чтобы подставить Гейла и создать прецедент в вопросе о смертной казни. Гейла казнят. Социум пылает в гневе несправедливости. Точка.
А нет, постойте-ка, кажется, Гейл все знал... В итоге имеем две саможертвы за правое дело и отвисшие челюсти от такой развязки.
«Исчезнувшая»
Дэвид Финчер
Бедняжка Эми Данн сидела взаперти, блюла чистоту семейного гнездышка и терпела неверного мужа-абьюзера.
Несчастный Ник Данн заколебался жить в идеальном доме с идеальной женой и ее странностями. Ну да, крутит он роман со студенткой — и чего? Устал он, понимаете?
Как известно, в семейных проблемах виноваты оба. Вот только пропала-то именно Эми, именно ее кровь размазана по полу, а в печи ее обугленный дневник с недвусмысленным признанием: «Мой муж хочет меня убить». Ну, как не поверить размытым слезами строкам?
Вот прям так взять и не поверить, ибо Эми Данн — одна из самых великолепных и одиозных лгуний кинематографа.
«Лучшее предложение»
Джузеппе Торнаторе
«Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!»,
— пишет русский классик, а герой Джеффри Раша убедительно подтверждает эти строки. Любовь слепа, душа — наивна. Если задуматься, то не так уж сложно было обнаружить тонкие нити паутинки, коими был опутан Вергилий Олдман — сам, между прочим, выдающийся аферист с внушительным стажем. Но одинокое сердце влюблённого старика заглушает своим частым биением все мысли умной его головы, а заодно вводит в заблуждение и многих из нас: красавица Клэр действительно страдает, но не агорафобией, а криводушием.
«Бойцовский клуб»
Дэвид Финчер
Унылый и безымянный клерк страховой фирмы, пресыщенный своей скучной жизнью, находит смысл существования в саморазрушении и мордобое. На такую извращённую житейскую философию его навёл случайный попутчик, набившийся ему в друзья.
Почти два часа рассказчик в исполнении Эдварда Нортона будет внушать нам силу личности беспринципного и задиристого Тайлера Дёрдена, а потом окажется, что нас надули.
Обидно? Да нисколько. Тем более, что и сам рассказчик оказался в ряду обманутых, а провёл его собственный мозг: синяки себе под очи грустный страховщик ставил сам, а Тайлер — ни что иное, как его вторая личность.
«Шестое чувство»
М. Найт Шьямалан
Шаг за шагом мы, зрители, следуем за психиатром Малькольмом Кроу, который пытается помочь десятилетнему парнишке, терзаемому страшными видениями: Коул видит призраков и боится их до заикания.
Кроу — хороший специалист: он не ставит под сомнения проблему, а пытается ее решить. Вдруг призраки (есть они или нет) приходят к мальчику за помощью? Герой так убедителен, так сюжетно-важен, что мы с охотой верим в его историю и бессознательно отрицаем все намёки на то, что Малькольм и есть один из призраков, нуждающихся в помощи.
Если вам понравилась статья, то ставьте лайк и подписывайтесь)
Еще больше о кино — Cinemacountry и Instagram!