Найти в Дзене
Непопулярное мнение

НМ формирует хребет сюжета

Оглавление
Два раза "ку", мои малиновые штаны. Добро пожаловать в статью из цикла НПУНП, где вы сможете увидеть, как дилентант учит других дилетантов, быть меньшими дилетантами. В данном случае, на ниве писательского искусства. Присоединяйся к нам! Хватит ждать, пока кто-то другой напишет что-то, что тебе нравится! Хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо? Сделай это сам!
Два раза "ку", мои малиновые штаны. Добро пожаловать в статью из цикла НПУНП, где вы сможете увидеть, как дилентант учит других дилетантов, быть меньшими дилетантами. В данном случае, на ниве писательского искусства. Присоединяйся к нам! Хватит ждать, пока кто-то другой напишет что-то, что тебе нравится! Хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо? Сделай это сам!

Зачем сюжету хребет?

Итак, в прошлой статье мы учились выбирать тему для книги и формулировать идею. Ну, по крайней мере, наша писанина уже не будет безыдейной, а, значит, уже будет иметь ценность выше, чем 80% литературы про попаданцев и рыжих ведьмочек.

Но этого мало. Парадоксально, но нам снова нужна идея. Но уже не идея произведения (она уже есть), а идея сюжета. И вот мы переходим из области возвышенного в область ремесленную. Идея сюжета не просто не тождественна идее произведения. Она, буквально, базируется на другом уровне. Идея сюжета лежит на поверхности, а идея произведения идёт вторым слоем.

Взять, например, "Побег из Шоушенка".

Идея произведения звучит, примерно так:

"Человек умный, терпеливый и талантливый найдёт своё место везде, даже в тюрьме. Его не сломает это место, он сам его изменит. И он будет раздвигать границы своей несвободы до тех пор, пока однажды не вырвется прочь."

Идея же сюжета будет звучать иначе:

"Невинно обвинённый честный и трудолюбивый человек с высшим образованием успешно сбегает из тюрьмы в США, пока ему противостоят коррумпированное начальство и местный криминалитет."

Как видите, идея сюжета сильно отличается от идеи произведения. Всё потому, что идея произведения несёт личную оценку автора по отношению к теме произведения, в то время, как идея сюжета является сухой, как матёрый трезвенник, выжимкой основного действа.

Идею сюжета многое роднит с синопсисом. Если честно, разница между идеей сюжета и синопсисом исключительно в требованиях к оформлению и объёму. Просто идея сюжета нужна для внутреннего пользования, а синопсис - для внешнего использования.  На идею сюжета опирается автор при написании книги, а синопсис нужен издательству, чтобы решить, стоит ли вообще брать в руки нетленку очередного начписа. И то, и то - это голый пересказ сюжета. Но синопсису надо уложиться в 5 тысяч знаков, а идее сюжета... в одно предложение.
Идею сюжета многое роднит с синопсисом. Если честно, разница между идеей сюжета и синопсисом исключительно в требованиях к оформлению и объёму. Просто идея сюжета нужна для внутреннего пользования, а синопсис - для внешнего использования. На идею сюжета опирается автор при написании книги, а синопсис нужен издательству, чтобы решить, стоит ли вообще брать в руки нетленку очередного начписа. И то, и то - это голый пересказ сюжета. Но синопсису надо уложиться в 5 тысяч знаков, а идее сюжета... в одно предложение.

Что должна содержать идея сюжета?

В классическом виде идея сюжета содержит:

  • Протагониста или протагонистов.
  • Цель протагониста
  • Внешние условия, которые мешают ему добиться этой цели.
  • Результат конфликта
  • Всё это упаковано в одно предложение

Очень часто идею сюжета описывают, начиная со слов "представьте, что вы оказались в лифте с потенциальным издателем вашей книги и вам надо продать ему эту книгу прежде, чем лифт достигнет нужного этажа". Если у вас не получается уложить абсолютно весь сюжет в одно предложение, значит... значит, считайте, что у вас нет сюжета. И крайне маловероятно, что вы один из тех самородков, кто способен с ходу, без тренировки, совладать с таким монстром, как "антисюжет". С ним и опытные корифеи не всегда способны управиться.

Сюжетов всего 6 штук, сцен - всего 36. Смиритесь. Скорей всего, вы НЕ придумаете новый уникальный сюжет. НЕ придумаете уникальный тип сцены. Если очень-очень повезёт, вы создадите новый троп. То есть, новое клише. Но, на деле, новизна ради новизны - это не то, что ждёт читатель. Он ждёт нового в старом. Он ждёт уже знакомые 6 сюжетов, состоящих из 36 сцен, построенных из кирпичиков знакомых тропов. Но по-новому. И если вам кажется, что это жестоко вас ограничивает, подумайте о музыкантах: у них вообще всего 7 нот. И если вы не верите в успешность "старого", рассказанного "по-новому", просто вспомните, что "Звёздные Войны" в своём первом появлении по сюжетной структуре повторяли известный ещё с античности мономиф.
Сюжетов всего 6 штук, сцен - всего 36. Смиритесь. Скорей всего, вы НЕ придумаете новый уникальный сюжет. НЕ придумаете уникальный тип сцены. Если очень-очень повезёт, вы создадите новый троп. То есть, новое клише. Но, на деле, новизна ради новизны - это не то, что ждёт читатель. Он ждёт нового в старом. Он ждёт уже знакомые 6 сюжетов, состоящих из 36 сцен, построенных из кирпичиков знакомых тропов. Но по-новому. И если вам кажется, что это жестоко вас ограничивает, подумайте о музыкантах: у них вообще всего 7 нот. И если вы не верите в успешность "старого", рассказанного "по-новому", просто вспомните, что "Звёздные Войны" в своём первом появлении по сюжетной структуре повторяли известный ещё с античности мономиф.

Ограничения полезны

Ограничения позволяют понять, куда нельзя, и куда можно. Чересчур большая свобода вредна тем, что порождает нелепое плутание... в поисках ограничений.

Идея сюжета нужна писателю, чтобы задать ограничения самому себе. Она определяет хребет сюжета, на который, в дальнейшем, будут навешиваться кости событий и наращиваться мясо описаний.

"Писать легко. Достаточно только зачёркивать лишнее."
(с) Антон Павлович Чехов

Идея сюжета - это именно то, что позволит вам понять, что именно в вашей истории является лишним. Что именно зачеркнуть. Это инструмент, который невероятно глупо отбрасывать.

По понятным причинам, я не могу раскрыть идею сюжета "Viva la post mortem", ибо пункт "результат конфликта" сделает конец немного предсказуемым, и вам будет неинтересно ходить по синей ссылочке, читать выложенную вторую главу и составлять своё собственное непопулярное мнение.

Это тайно: да уж... ирочнино выходит. Вроде как, рубрика задумывалась именно для того, чтобы выкладывать детали рабочего процесса над моей книгой, а обе темы на этих выходных такие, что пришлось отказаться от выкладки тех самых деталей. Глупо спойлерить художественную идею и идею сюжета.