Соберите как можно больше информации
Не надо кричать, пытаться договариваться с ними, надо с «холодной головой» собрать как можно больше информации о звонящих хулиганах, чтобы избавиться от давления, вкатать руками гос. органов штраф и создать хулиганам максимум неприятностей. Вооружитесь!
«Оружием» будет приложение-диктофон для записи разговора по телефону.
На андроиде такая возможность часто встроена или можно закачать бесплатное приложение с Play.
На айфоне с этим сложней и программы платные, но ситуация не безвыходная.
Если хулиганы звонят Вам на городской номер телефона, можно сделать переадресацию звонка на мобильный и тогда уже записать разговор.
Говорят, что иногда хулиганы, умеют делать, так что разговор с ними не записывается. Для таких хитро-вывернутых есть «бронебойное решение»: к вашему телефону с обратной стороны от динамика скотчем приклеивается микрофон от диктофона или другой телефон «валетом» (его микрофоном ). На этот микрофон и пишите разговор.
Когда они начинают звонить?
Хулиганы начинают звонить на первый день просрочки, но бывает и на 30-й или 45-й (это зависит от порядков «работы» в МФО-хулигане). Часто хулиганы представляются «коллекторами», так, мол, «страшней».
Первый звонок хулиганов обычно довольно откровенный: они четко говорят по какому долгу звонят, называют сумму, упоминают название МФО. В нём же они переходят на угрозы и запугивание. Расчет на то, что Вы еще не пишете телефонные разговоры, но если Вы будете готовы , то сможете записать этот разговор.
Последующие звонки хулиганов состоят из криков, мата, угроз и «тыканья». Они выражаются фразами «знаешь кому должен», «сам знаешь сколько должен», не упоминая название кредитора и даже сумму долга, поскольку хулиганы-микрофинансисты стали пуганые, они знают о возможности применения к ним штрафов от 20 до 200 тыс. руб. (скоро размер штрафов удвоится) или заведения уголовного дела (пока это единичные случаи).
Что делать
Если у Вас получится среди этих воплей вставить словечко (под запись или нет), надо попробовать уточнить, кому следует платить долг (мол, у меня таких крикунов несколько) или хотя бы размер долга. Эти данные пригодятся для того, чтобы вычислить по какому займу Вам звонят, следовательно, какое МФО. Если вы не должник, а знакомый, родственник должника, то попробуйте уточнить реквизиты для оплаты (якобы хотите заплатить, но не знаете куда).
Практика показывает, что Вы можете получить звонок от хулиганов будучи уверенным, что Вы выплатили всю сумму и больше МФО ничего не должны. Почему так происходит, я разобрал на примере одного заемщика, который взял 9 тыс. руб., вернул в срок 9 тыс. руб., а остался должен более 16 тыс. руб. Очень показательный случай, рекомендую почитать, чтобы быть готовым к таким фокусам.
Учтите, хулиганы звонят не только по номерам, которые им дал заемщик. Нечистоплотные операторы связи продают номера, на которые заемщик часто звонил. Поэтому если Вы не брали займ, а Вам звонят по поводу долгов малознакомого человека, не спешите его винить. Кроме того, хулиганы часто имеют доступ к ворованным, но актуальным базам данных государственных органов. Там они находят номера родственников, директора компании, в которой работает должник, информацию о детях должника и используют ее в своих угрозах.
Вообще есть целый ряд МФО, в которых я, по результатам проведенных расследований, не рекомендую брать кредиты.
Итак, записывайте разговоры с МФО-хулиганами. Записав один-два разговора, можно прекращать общаться с ними, ничего нового они уже не скажут, а материала для жалобы достаточно.
Если они присылают СМС, сообщения в мессенджерах или пишут какие-то гадости в социальных сетях, то сохраняйте их в виде копии экрана.
Номера, с которых звонили МФО-хулиганы (их может быть несколько десятков и даже тысяч), надо записывать в память телефона, – потом пригодятся.
Материал собран, пора наносить ответный удар
1. Пишите жалобу о нарушении Федерального закона № 230-ФЗ («О взыскании…»). Ответчиком указываете кредитора, от которого Вам звонят: микрофинансовую организацию, в которой брали деньги, так как без попустительства кредитора Вам никогда никакой хулиган не позвонит. Очень важно указать ИНН и название компании из договора займа. Да, звонящие хулиганы не называют себя, но Вам на основании размера долга и событий, после которых начались звонки хулиганов, предстоит самостоятельно вычислить, какое МФО звонит.
2. В жалобе используйте «ключевые фразы», которые раскройте в подробностях:
«на меня оказывается психологическое давление» (угрозы, частые телефонные звонки со сбросом, несуразные требования, грубость);
«разглашение информации о наличии и размере просроченной задолженности» (звонки посторонним, родственникам, на работу с разглашением информации);
«превышение частоты взаимодействия» (звонки чаще двух раз в неделю или одного раза в день по каждому долгу в отдельности).
«Ключевые фразы» нужны, чтобы чиновники сразу увидели нарушение закона, конкретные статьи Кодекса об административных правонарушениях. Рекомендую передавать угрозы хулиганов максимально близко к тексту оригинала. Активность чиновника будет выше, если он увидит не бюрократические обороты про «угрозы жизни и здоровью», а пересказ мата и угроз детям.
3. Прикладываете детализацию звонков по своему мобильному номеру (можно без печати, распечатанный файл, скачанный из личного кабинета оператора связи), аудиозаписи разговоров (если есть), копии угроз в сообщениях (в виде копий экрана).
4. Отправляете жалобу в три адреса (в ФССП России обязательно, но лучше во все три адреса)
Жалобы от пострадавших очень важны в борьбе с беспределом МФО. Во многом благодаря «сигналам» граждан удалось пресечь деятельность группы компаний «РосДеньги» (об этом можно почитать в статьях «Граждане VS «РосДеньги» Победа на 94%» и «РосДеньги не тонут. И еще одно МКК в суде») и группы компаний Лайм-займ, Конго и Манго (рассказал о ситуации с ними в статье «Как приструнили Лайм-займ, Манго и Конго»).
Жалоба в ФССП России
Отправляйте жалобу в территориальное Управление ФССП России по месту Вашего жительства (так рассматриваются жалобы у приставов). Чтобы узнать его email и почтовый адрес на сайте fssprus.ru, выберите справа вверху «Территориальные органы», а на карте свой регион.
Отправляйте жалобу в электронном виде пока действует режим самоизоляции, а после его окончания лучше пишите жалобы по почте или лично сходите в Управление.
Правильно будет продублировать жалобу через интернет-приемную ФССП России (на сайте fssprus.ru справа вверху меню в виде трех строчек, выбирайте «Обращения», далее – «Интернет-приемная»), тему обращения я рекомендую выбирать «О готовящемся преступлении».
Приставы по Вашей жалобе запросят информацию о ситуации с Вашим займом у хулиганов. После этого хулиганы обычно притихают. В этой ситуации пристав не может Вам списать долг, но его задача обеспечить взыскание строго по закону.
Даже если о хулиганах известен только номер телефона, приставы вправе запросить информацию о владельце номера у оператора связи, провести расследование (узнать, где территориально находится телефон с таким номером мобильного), вломиться в колл-центр хулиганов. Если таких обращений на МФО много, то штрафы увеличиваются. Скорость реакции 10 дней - 2 недели.
BBVORONIN.RU – мой проект для тех, кто хочет больше узнать или нуждается в помощи с кредитами и долгами. На сайте Вас ждет:
- бесплатный полезный блог;
- возможность принять участие в вебинаре или
- получить индивидуальную консультацию.
Жалоба в Банк России
Отправляйте жалобу через «Интернет-приемную» на сайте cbr.ru (на главной странице слева внизу). Почти в конце страницы «Интернет-приемная» выберите пункт «Подать жалобу», далее в самом низу страницы в разделе «Другое» выберите пункт под номером 08 «Микрофинансовые организации», затем «Продукт» – «Заем» и «Тип проблемы» - «Несогласие с действиями организации по возврату задолженности».
Банк России тоже запросит информацию о ситуации с Вашим займом у хулиганов. Но, к сожалению, Банк России штрафует хулиганов реже, чем ФССП России. Однако если жалоб на данное МФО много, его могут исключить из реестра МФО, который ведет Банка России, - это единственный способ приостановить противоправную деятельность компании. Скорость реакции – до 30 дней.
Жалоба в СРО НАПКА (саморегулируемая организация Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств)
Отправляйте жалобу через форму на сайте zhaloba.napca.ru
СРО НАПКА пересылает поступившие обращения в ФССП России, Банк России, СРО МФО. Кроме того, СРО НАПКА делает аналитику жалоб и передает ее в государственные органы для обращения внимания на проблемные компании, группы компаний. Все-таки есть разница между одним недоученным хамоватым сотрудником и систематической организацией запугивания заемщиков – «организованной преступностью». Первым делом надо целенаправленно покончить именно с ней.
Жалобы в Прокуратуру, полицию, Роспотребнадзор и Роскомнадзор
Обычно такие жалобы не помогают, к тому же они часто пересылаются в ФССП России (ключевая организация по укрощению хулиганов штрафами).
Переходите на сайт BBVORONIN.RU, подписывайтесь на мой блог в Дзене, читайте лайфхаки, расследования и разборы актуальных тем.