Найти тему
365 дней ТВ

«Вандея» французская и русская

Оглавление
Картина «Взятие Бастилии» художника Жан-Пьера Уэля
Картина «Взятие Бастилии» художника Жан-Пьера Уэля

В стихотворении и одноименной песне Булата Окуджавы «Сентиментальный вальс» есть примечательные слова: «Я все равно паду на той, на той единственной гражданской». Понятно, что речь идет о гражданской войне в России. Каждый народ, переживший гражданскую войну, считает ее «той единственной». А таких народов было много.

Гостям аналитической программы «Историада» пришла идея сравнить гражданскую войну в России с гражданской войной во Франции. А что и как сравнивать, в студии обсудят доктора исторических наук Наталия Таньшина (профессор кафедры новой и новейшей истории стран Европы и Америки МПГУ) и Василий Цветков (профессор кафедры новейшей российской истории МПГУ).

Включайте исторический телеканал «365 дней ТВ» в четверг, 23 апреля, в 20.00

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА — ЭТО ЭСКАЛАЦИЯ РЕВОЛЮЦИИ?

Василий Цветков: Да, даже Владимир Ленин писал об этом в 1917 году в своих работах «Письма из далека», «Грозящая катастрофа и как с ней бороться» и «Удержат ли большевики государственную власть?». Он четко пишет, что гражданская война в России идет с февральских событий. В апреле она принимает мирную форму пропаганды, уже после июля речь заходит о вооруженном восстании. Ленин постоянно делает негативные ремарки в сторону «несознательных интеллигентов», которые хотят построения социализма, минуя гражданскую войну. Он отмечает, что это неизбежно.

-2

ЧТО ТАКОЕ ВАНДЕЯ?

Наталия Таньшина: Французские историки часто сравнивают события в Вандее с событиями гражданской войны в России. Это регион, который был рожден революцией. Войну в Вандее часто именуют контрреволюционным мятежом против республики

Справка: Вандея — Департамент на западе Франции, центр крестьянской войны против революционных властей. Крестьяне восстали 10 марта 1793 года и при помощи местных дворян нанесли ряд тяжелых поражений республиканцам. Лишь ценой огромных усилий правительство справилось с этим выступлением, после чего население департамента подверглось массовому истреблению, которое отдельные французские историки приравнивают к геноциду.

Вообще, изначально Вандея — это название маленькой речушки длинной всего в несколько километров, о которой никто не знал. Это западный регион Франции, прибрежный регион, который примыкает к Атлантике. Именно там в 1793 году крестьяне поднялись на мятеж, который по сей день французами воспринимается как самая кровопролитная и жестокая битва в национальной французской истории.

Конфликт в Вандее — это ответ на революционные события. Что олицетворяет Великая французская революция? Либерально-демократическое ценности. А за мятежом в Вандее стояли традиционные силы. Произошло противостояние двух систем: либерально-демократической и традиционно-католической.

Картина «Свобода, ведущая народ» художника Эженм Делакруа
Картина «Свобода, ведущая народ» художника Эженм Делакруа

Великая французская революция — это матрица современной Франции, основа, на которой зиждется политическая культура и Третьей, и Четвертой, и современной, Пятой республики. Поэтому, изменить свое отношение к Вандее и признать те события геноцидом, как пытаются сделать некоторые современные историки, означает поставить под сомнение саму Великую французскую революцию. Для французов это крайне болезненная проблема. Не только для историков, а для общества в целом.

ЧТО ЛЕНИН НАЗЫВАЛ РОССИЙСКОЙ ВАНДЕЕЙ?

Василий Цветков: Это был совершенно конкретный регион — регион войска Донского и остальные казачьи области. Почему? Ленин выделял два момента: первый — относительная зажиточность казаков по сравнению с остальной Россией, второй — консерватизм мышления. На начало XX столетия в Российской империи насчитывалось 12 казачьих войск. Была целая полоса, от Дона до Уссурийского казачьего войска на Дальнем Востоке. И это всё потенциальная русская Вандея. Самыми активными были донцы, кубанцы, сибиряки, оренбуржцы и уральцы, которые практически поголовно выступили против советской власти. Почему именно уральское войско выступило против? Из-за религиозных убеждений: уральские казаки были старообрядцами.

-4

После отречения Николая I казаки получили вольницу: право на самоуправление по решению земельных вопросов и выборности атаманов. Но когда 24 января 1919 года вышел декрет о расказачивании, когда началось закрытие церквей, когда начался красный террор как следствие реализации в том числе декрета о расказачивании, произошла резкая эскалация конфликта.

РЕЛИГИОЗНЫЙ АСПЕКТ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ВАНДЕЕ

Наталия Таньшина: Традиционно события в Вандее воспринимались как контрреволюционный мятеж, возглавлявшийся дворянами и духовенством. Это было не так: по началу крестьяне поднялись сами, и возглавляли их лидеры из крестьянской среды. Само движения в Вандее — это движение, которое поднялось во имя Христа. Не случайно именно сердце и крест — символ вандейцев. В лозунге «За веру! За короля!» для крестьян было принципиально «За веру!». Потому что мятеж начался не после казни короля. Короля казнили 21 января 1793 года, а восстание начнется в марте 1793 года. Непосредственный повод — это рекрутский набор. Но главное для вандейцев — религиозный вопрос.

Картина «Анри де Ларошжаклен в битве при Шоле» художника Поль-Эмиля Бутиньи
Картина «Анри де Ларошжаклен в битве при Шоле» художника Поль-Эмиля Бутиньи

Вандея — это сельский регион, где не было непреодолимой грани между крестьянством, духовенством и местными кюре (католический приходской священник — прим). Кюре — это не просто представитель Бога. Для крестьян кюре — это главное лицо, с кем они общались в воскресенье, после мессы. Кюре был представителем их интересов во властных структурах. Более того, кюре занимался вопросами благотворительности. И вдруг революция, стремясь все рационализировать, построить на идеалах Просвещения, принимает декреты о реорганизации церковных приходов. Говоря современным языком, была проведена оптимизация. Многие приходы и церкви были закрыты, и получилось так, что кюре должны были сразу обслуживать большую территорию. Они не успевали проводить человека в последний путь, не успевали его исповедовать, а потом еще был принят декрет о том, что священнослужители назначались и оплачивались государством, предварительно дав клятву верности. В Вандее это было воспринято как попрание религиозных прав. Таким образом религиозный вопрос для Вандеи был принципиальным.

НЕ ПРОПУСТИТЕ ПРЕМЬЕРУ НОВОЙ СЕРИИ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ «ИСТОРИАДА» — ВКЛЮЧАЙТЕ ИСТОРИЧЕСКИЙ КАНАЛ «365 ДНЕЙ ТВ» В ЧЕТВЕРГ, 23 АПРЕЛЯ, В 20.00

-6