Нас трое, нам от 20 до 24 лет, у нас не было стартового капитала, и мы никогда не были предпринимателями.
Да, кто-то работал поваром, кто-то механиком, и дохода хватало, только чтобы закрыть минимальные потребности. Казалось, все, что тогда нас объединяло - это желание открыть свое собственное кафе.
Я не буду раскрывать всю историю: как мы к этому шли, где брали деньги и т.д. В конечном итоге, мы открыли кафе и работали на протяжении 3-х лет. Конечно, за это время мы совершили колоссальное кол-во ошибок, и сейчас, сквозь призму времени, я могу только быть благодарным, что их совершил.
Немного сухой статистики:
✔️ Первая площадь - 42 кв.м. (после расширения - 90 кв.м.)
✔️ Арендная плата в среднем 240 тыс. руб. в мес.
✔️ Эксплуатационные платежи - 33 тыс. руб. в мес.
✔️ Коммунальные платежи - 22 ты. руб. в мес.
✔️ Средний годовой оборот - 8-9 млн. руб.
✔️ Средний чек - 310 руб.
✔️ Инвестиции в открытие - 600 тыс. руб. +/- (с учетом обеспечительного платежа)
Ошибка № 1 "Не понимали, что значит иметь свой бизнес"
Сейчас, имея весомый по своим меркам опыт, я ни за что не согласился бы открыть кафе в торговом центре.
Но тогда мы даже не знали как открыть ИП. Чего уж говорить про управление кафе, персоналом и большими суммами. Мы рискнули, открылись и получили опыт. А это можно сделать только через собственные ошибки .
Я скажу вам 1000 раз "да": открывайте, рискуйте. Но будьте готовы, что первый ваш бизнес просуществует недолго. Потому что самое главное, чего вы не сделаете без опыта - не сможете объективно оценить свои возможности и рынок.
Ошибка №2 Не занимались оптимизацией и контролем расходов
Пожалуй, у нас было одно из самых больших меню азиатской кухни в городе. Это позволяло нам думать, что покупателю важен выбор. Мы в свою очередь несли убытки, сами того не замечая:
- Большое меню = много продуктов = много расходов;
- Большое меню = большая потеря времени и сил при готовке;
- Большое меню = снижение числа покупателей (Пародокс, но это так. Люди искали кафе, где можно меньше думать и гораздо проще выбрать);
Включите сюда те ресурсы, которые отнимала работа с поставщиками, заготовкой, хранением. И вы поймете, что лучше иметь всего 10 позиций в меню и искать преимущества в другом.
Ошибка №3 Мы не создавали конкурентный продукт
Единственный, кто работал из 12 арендаторов на фуд-корте - было наше кафе. Техническое открытие привлекало не мало трафика, и за первые пару месяцев мы хорошо стартанули в ТРК.
Уже после появились якорные бренды ( McDonald’s, StarBurger и т.д.), и конкурировать на их фоне мы просто не могли.
Основная ошибка была в том, что мы не смогли закрыть 3 основных боли покупателей:
- Быстрое обслуживание;
- Понятное и простое меню;
- Недорогие цены;
Яркий тому пример - мексиканская кухня. Мы первые, кто открыл эту кухню для нашего города. Только представьте: кесадилии, тако, буррито, чемичанги, острые супы и салаты.
Какого же было наше разочарование, когда мы поняли, что клиенту это не нужно. Мы не учли наш менталитет, культуру потребления и спрос. Людям нужны были всего навсего бургеры.
Ошибка №4 Мы не ушли вовремя с рынка
Как руководитель вы должны оценивать ситуацию максимально трезво. Если вы терпите ежемесячные убытки и не смогли выстроить план по сокращению кассовых разрывов и расходов, то единственным вариантом будет закрыться.
Заморозить долг - самое правильное решение, которые мы приняли. И за такой совет мы заплатили 80 тыс. руб.
И даже при таком решении, мы потеряли еще 450 тыс. руб., т.к. по условиям договора аренды, мы должны были оповестить руководство ТРК минимум за 2 месяца.
Ошибка № 5 Не фокусировались на одном
Площадь в 90 кв. м. позволяла нам не только открыть 2 кухни на одной площади, но и организовать небольшой офис, а также производство доставки правильного питания.
А спустя несколько месяцев мы добавили еще одно направление кухни.
То есть вместо того, чтобы сфокусироваться на одной кухне и доработать ее, мы решили увеличить себе проблемы в 4 раза. Это были колоссальные финансовые потери, которые мы слепо не замечали.
Мой совет: площадь определенно нужно рационально задействовать, но только при условии, что вы навели порядок с основным продуктом, товаром или кухней.
Ошибка №6 Не распределяли между собой задачи
Никогда не стройте бизнес с друзьями и родственниками. В противном случае, при отсутствии внутренней организации и разграниченных полномочий, вы "убьете" свой бизнес и отношения.
К сожалению, мы через это прошли. Бизнес закрылся, а отношения навсегда стерлись.
Ошибка №7 Неправильно реинвестировали прибыль
Тезисно выделю главные ошибки:
- Мы ни разу не вложились в рекламную кампанию;
- Мы заплатили 200 тыс. руб. за аренду для второго кафе. Тем самым увеличив кассовый разрыв и окончательно разрушив первый бизнес;
- За счет прибыли кафе мы перекрывали все расходы по двум другим нашим бизнесам.
Ошибок было множество и на бумаге все не изложишь. Но для тех трех ребят, это была важная страница в жизни.