Факт 1. Первая виниловая пластинка.
Раньше грампластинки производились из шеллака, материала шумного и хрупкого. Первая виниловая запись появилась в 1931 году: фирма RCA Victor выпустила 12-дюймовую пластинку из винила с симфонией №5 Бетховена в исполнении Филадельфийского симфонического оркестра под управлением Леопольда Стоковского. Почему именно Филадельфийский оркестр? Да просто штаб-квартира и завод RCA Victor располагались в городе Камден (штат Нью-Джерси), который находится прямо напротив Филадельфии на другом берегу реки Делавэр.
Факт 2. 33 ⅓ оборотов в минуту.
Первый фонограф Томаса Эдисона был на ручном приводе. Крутить рукоятку без устали не способен ни один человек… как только скорость воспроизведения падала, об удовольствии от прослушивания музыки можно было забыть. На рубеже XX века появились электродвигатели, и стандартом стала скорость вращения 78 об/мин – просто потому, что электромоторы на 3600 об/мин с понижающим соотношением 46:1 были самыми доступными. При такой скорости одной стороны пластинки хватало примерно на пять минут звучания.
С появлением первых звуковых фильмов в 1920-х годах использовать десятиминутные грампластинки для музыкального сопровождения кинокартин стало неудобно. Новая система звукозаписи Vitaphone, которая по-прежнему использовала двигатель на 3600 об/мин, имела понижающее соотношение 108:1, что позволило создать ставший новым стандартом диск 33 ⅓ об/мин. К началу 1930-х годов на смену системе Vitaphone пришел оптический способ звукозаписи. Новая платформа для музыки пришлась по нраву радиостанциям, а потому стала стандартом в аудиоиндустрии.
В 1931 году уже упоминавшаяся RCA Victor выпустила долгоиграющую виниловую пластинку со скоростью вращения 33 ⅓ об/мин, но в разгар Великой депрессии ей, конечно, был уготован полный провал. Изменить существующее положение дел удалось лишь 17 лет спустя, когда Columbia Records выпустила в продажу долгоиграющий «винил» с узкой звуковой канавкой, размером 12 дюймов и со скоростью вращения 33 ⅓ оборотов в минуту. Новая технология позволила увеличить время воспроизведения (почти до 22 минут) и заметно снизить уровень шума.
Факт 3. Центр пластинки «звучит» хуже, чем наружный край.
Лучшие композиции альбома обычно записаны первыми треками с каждой стороны пластинки. Ещё одна закономерность: ближе к центру, как правило, записаны тихие треки, а ближе к краю – громкие. Замечали? Проверьте. Объясняется этот факт довольно просто: записи, ближние к центру пластинки, звучат хуже, чем расположенные у края. У наружного края долгоиграющей пластинки звуковая дорожка нарезается на относительно длинный участок диска, что даёт более качественное звучание. Ближе к центру дорожки становятся короче, музыка записывается на гораздо меньший участок диска, а чем меньше участок, тем ниже точность. Кроме того, игла звукоснимателя меняет угол, приближаясь к центру, поэтому воспроизведение становится менее точным.
Факт 4. Качество звучания и размеры канавки.
Мастеринг винила – воистину тайное искусство! Мастеринг-инженеры должны подобрать шаг канавки таким образом, чтобы передать музыкальную динамику; однако существуют и другие ограничения – они касаются минимальной и максимальной глубины канавки. Если записать слишком много низкочастотной информации и разместить много другой информации в том же стерео поле (то есть на обеих сторонах канавки), игла вылетит из дорожки. А ещё, если канавка слишком мелкая и узкая, музыка теряет пространственность и громкость.
Факт 5. Цветной винил.
Некоторые ценители винила утверждают, что записи, сделанные на цветных виниловых дисках, звучат хуже, чем записи на чёрном виниле. Говорят ещё, что на цветных виниловых пластинках запись перескакивает там, где на копии из чёрного винила никакого скачка нет. Как правило, дело всё-таки в низком качестве некоторых LP-проигрывателей и звукоснимателей; нарезка канавок одинакова независимо от цвета винила. Тем не менее доля правда в таких заявлениях есть. Стандартный чёрный винил является самым тихим материалом с точки зрения поверхностных шумов; за ним идёт винил цветной, прозрачный и непрозрачный. Переработанный винил, разноцветный или с рисунками, светящийся в темноте, с блёстками – все такие пластики гораздо более шумные, это факт. А поверхностный шум может привести к тому, что игла перескочит канавку, так что в приведённых выше утверждениях есть смысл.
Факт 6. Сквозь Вселенную.
Вот уже более 40 лет, с конца 1970-х годов, космические корабли «Вояджер-1» и «Вояджер-2» несут в глубины космоса своеобразные «капсулы времени» – альбомы звукозаписей на медных дисках. В альбомах содержатся приветствия на пятидесяти пяти языках, подборка музыкальных произведений разных эпох и культур, а также информация о том, откуда были отправлены эти записи. «Вояджер-1» сейчас находится на расстоянии примерно 20 млрд км от Земли, «Вояджер-2» – более 18 млрд км, так что эти два диска в каком-то смысле стали самыми далеко разошедшимися альбомами в истории.
А вот самой дорогой пластинкой – которая не была отправлена в космос – стала единственная копия винилацетатного диска с тест-прессингом альбома «The Velvet Underground & Nico»; , записанная в Scepter Studios в 1967 году; она была продана на аукционе за 25 000 долларов.
Факт 7. У вас не самая большая коллекция винила на планете.
Как бы вы ни гордились размером своей коллекции виниловых пластинок, вы точно уступаете одному бразильскому миллиардеру. Его личная коллекция насчитывает более 6 миллионов (!) альбомов и продолжает расти: он не только скупает весь запас винила у магазинов, прекращающих свою деятельность, но и содержит штат закупщиков, которые регулярно ездят в Европу и США, чтобы покупать товар у ликвидируемых магазинов и посещать аукционы.