Найти в Дзене
Секретные Материалы 20 века

Клан людоедов

Штурм пещеры клана Бинов
Штурм пещеры клана Бинов

В романе «Робинзон Крузо» несколько страниц книги Даниэль Дефо посвятил рассуждениям о каннибализме. Среди прочего автор (устами своего героя) высказал мысль, что люди, воюющие друг с другом ради того, чтобы съесть побежденного, действуют, во всяком случае, более честно и логично с точки зрения обычного здравого смысла, чем те, кто убивает своих ближних ради каких-то «более высоких», но на практике весьма сомнительных соображений политического или идеологического порядка.

Объясняя (но ни в коем случае не оправдывая) людоедство «среди диких язычников», Дефо считает это явление абсолютно неприемлемым для народов, живущих по законам христианской морали. Однако с большой долей вероятности можно предположить, что толчком, заставившим писателя включить рассуждения о каннибализме в свою книгу, стали события, потрясшие в XVII веке Шотландию.

ПРИРОЖДЕННЫЕ УБИЙЦЫ

Александр «Соуни» Бин родился в царствование короля Шотландии Якова V (будущего короля Англии Якова I) в местности Восточный Лотиан в семье рудокопа, примерно в 1580-х годах. Природа, явно обделив юношу интеллектом, компенсировала этот недостаток огромной физической силой и буйным нравом. Еще будучи подростком, он превратился в настоящее пугало для своих земляков, а в 16 лет уже убил одного из них в пьяной драке. Преступника схватили, заковали в цепи, выставили у позорного столба и приговорили к смерти. Но в ночь перед казнью он ухитрился бежать. Снаряженная за ним погоня вернулась ни с чем.

Бане оставил родные места и некоторое время скитался по горам и лесам Шотландии. Затем, когда происшествие несколько забылось, поступил работником на одну из ферм. Здесь он встретил девушку столь же беспокойного нрава, оставшуюся в истории по имени Черная Агнесс. Пара влюбленных составила дуэт крайне опасных «отморозков». Для начала после очередной ссоры с хозяином они спалили его овин и скрылись. Фермер проклинал их на чем свет стоит, еще не представляя, насколько дешево он отделался.

Парочка обосновалась в окрестностях Эдинбурга. На пустынном побережье, в десятке километров от города, они нашли роскошное убежище. Несколько сталактитовых пещер, пригодных для жизни, были расположены в скале, выступающей в море на 300-400 метров. Чтобы обнаружить вход в этот приют изгнанников, нужно было пройти по мелководью довольно большое расстояние. Отверстие было закрыто скальными выступами, а во время прилива почти целиком заливалось водой. Проникнув сюда, человек оказывался в узком и извилистом коридоре с многочисленными подземными озерцами. Лишь в конце этого пути находились несколько пещер, пригодных для житья, которые и облюбовали себе наши герои.

Долгое время чета Бинов жила здесь, лишь периодически выбираясь на белый свет за пищей, которой служили трава, корни и лесная дичь. Во время одной из таких вылазок супруг, занявшийся охотой во владениях одного из местных феодалов, столкнулся с лесником. В жестокой схватке егерь был убит. Пытаясь спрятать труп, Александр не нашел ничего лучше, чем приволочь его в свое убежище. Подруга, видимо, рассчитывала на другую дичь, но при виде мертвого тела ей пришла в голову оригинальная мысль:
— А не съесть ли нам его, дорогой?
— Конечно, дорогая! Почему бы нет.

МЯСО ПО-ШОТЛАНДСКИ

Новое блюдо оказалось вкусным и сытным. То, что не съели с первого раза, посолили и оставили коптиться. Ну, а дальше пошло-поехало. Бане стал систематически охотиться на людей, и благодаря его звериной силе и хитрости, а также удобному расположению жилища, его деятельность в течение нескольких лет протекала благополучно, не привлекая внимания властей. Все это продолжалось до тех пор, пока находка нескольких разрозненных частей человеческих тел не убедила всех в том, что периодически происходящие пропажи местных жителей объясняются чьей-то преступной деятельностью.

На поиски злодеев несколько раз отправлялись отдельные охотники, хорошо знакомые с местностью, но они либо возвращались без каких-либо результатов, либо тоже исчезали. В конце концов был поднят отряд эдинбургской милиции, который вместе с местными жителями предпринял масштабную облаву. Целую ночь солдаты провели возле злополучной скалы, но, ничего не обнаружив, вернулись в город.

Между тем человеческое мясо явно шло на пользу супругам. С завидной регулярностью у них появлялись дети, достойно продолжавшие дело родителей. «Семейный бизнес» приобретал все большие масштабы.

Власти между тем пришли к выводу, что продолжавшиеся случаи исчезновения людей — дело рук местных крестьян. Один из них даже был казнен после пропажи очередного путешественника. Иллюзия того, что преступник был один и он наказан, быстро развеялась. Люди по-прежнему пропадали, а один из рыбаков выловил несколько обглоданных человеческих костей. Власти решили, что у злодея были сообщники, но даже не предполагали, что все случившееся — дело рук (зубов) людоедов. Объеденное с костей мясо списали на рыб. Вновь начались облавы, и вновь безрезультатно. Бане и его подросшие детишки действовали исключительно осторожно, нападали только на пешеходов и никогда на всадников. Ни одной из намеченных жертв не удалось скрыться. Трупы переправлялись в пещеру по воде, которая смывала все следы.

За сорок два года кровавой деятельности, на сытной пище и свежем воздухе, семейство разрослось до сорока восьми человек. Это был очень своеобразный мирок: братья сожительствовали с сестрами, появились внуки. Людей из большого мира воспринимали только в качестве блюда на обеденном столе. Даже сам Яков Бане и его жена, когда-то знавшие другой образ жизни, не решались выбраться в населенные пункты хотя бы для того, чтобы как-то реализовать деньги и ценности своих жертв. Все это грудой сваливалось в углу пещеры.

ПОСЛЕДНЕЕ ДЕЛО

Погорели людоеды, в общем-то, случайно. В небольшой деревушке проводилась ярмарка. К вечеру продавцы и покупатели из окрестных сел начали расходиться по домам. Банда каннибалов расположилась в засаде у дороги и стала поджидать жертву. Достойными кандидатами им показались подвыпивший фермер, его жена и работник. Двое последних были убиты почти моментально, однако с фермером дело пошло туго. Внезапное нападение не застало его врасплох, к тому же он был вооружен пистолетом и палашом. Прислонившись спиной к дереву, бравый поселянин разрядил в одного из людоедов свой пистолет и принялся орудовать клинком. Выстрел привлек внимание одного из местных баронов и его свиты, проезжавших неподалеку и поспешивших на помощь. Увидев всадников, каннибалы начали быстрое отступление к берегу. В этот момент луна вышла из-за туч, и фермер увидел, как его враги вошли в море — и вдруг исчезли. К тому времени на шум подоспели еще и крестьяне из ближайшей деревни. Вся толпа поспешила туда, куда указывал главный герой этой ночи.

На песке обнаружили кровь, а следы пропадали у кромки воды. Потоптавшись на месте, решили дожидаться утра. С рассветом начались активные поиски. Скала была обследована вдоль и поперек, и вход в пещеру в конце концов был обнаружен при помощи своры собак. Когда преследователи добрались до последнего отделения пещеры, они нашли там всю семью в окружении жуткой декорации: развешанные по стенам вяленые и копченые куски человеческих тел, в углу куча монет и драгоценностей. Преступники сопротивления не оказали.

Людоедов с трудом спасли от самосуда разъяренных крестьян и увезли в Эдинбург. Туда же были доставлены ценности, которые по возможности постарались вернуть наследникам. Останки трупов захоронили по церковному обряду.

ЮРИСТЫ В НЕДОУМЕНИИ

Судебный процесс занял больше года. Дело осложнялось тем, что наказание за каннибализм не было предусмотрено ни одним законодательством. Британцы справедливо гордятся древними юридическими традициями, и все же тамошние законники, наступив на горло собственной гордости, даже обращались за консультацией в Парижский университет (случай исключительный), где им составили подробную справку по поводу имевшихся прецедентов. Каждый отдельный случай рассматривался персонально, но общий приговор был суров: все сорок восемь человек, включая детей, приговаривались к смерти. Казнь была совершена перед воротами Эдинбурга. Каждый член семьи был подвергнут пытке, четвертован, а затем сожжен. Было это в 1660-х годах.

Для цивилизованного человека каннибализм — преступление, вызывающее почти суеверный ужас. Именно поэтому подобные случаи в европейской истории почти всегда связаны с бедствиями военного времени, когда людоедство зачастую являлось единственным способом физического выживания (осада Парижа гугенотами в 1595 гг., Тридцатилетняя война 1618-1648 гг., отступление французов из России в 1812 г., Ленинградская блокада 1941-1943 гг.).

Отдельные случаи каннибализма были делом рук (зубов) убийц-маньяков, однако семейство Бане к маньякам никак не относилось. Охота на людей служила для них обычным способом добыть пищу и здесь удивительно лишь то, что эта охота велась в мирное время в одной из самых цивилизованных стран тогдашней Европы.

«СМ-Украина». Владимир Клеблеев, журналист. Санкт-Петербург