Зачем развивать воображение, если я мою машины? Или работаю кассиром в банке? Или сижу дома с детьми? Кому это вообще надо, кроме художников, писателей и режиссеров? Может ли развитие этого самого воображения принести реальную прибыль? Давайте разбираться вместе.
Что такое воображение и где оно живет?
Наполеон I говорил, что воображение правит миром. Жозеф Жубер назвал воображение глазами души. Агата Кристи считала, что недостаток воображения предрасполагает к преступлению. Лорен Бэколл заметила, что воображение – самый высокий воздушный змей, который может запустить человек. Альберт Эйнштейн утверждал, что воображение важнее, чем знание. Логика доставит вас из одного пункта в другой, а воображение способно перенести вас куда угодно.
Часто именно мечтатели становятся первооткрывателями в разных сферах жизни: Сергей Павлович Королёв мечтал о покорении космоса и стал ведущим разработчиком и конструктором ракет в СССР. Александр Флемминг мечтал о том, что найдёт лекарство от инфекций и открыл пенициллин.
Люди с развитым воображением – это мечтатели, которые умеют наслаждаться жизнью, так как даже в самых сложных ситуациях могут придумать неожиданное решение. Вот почему очень важно развивать воображение у взрослых и не подавлять его у детей.
Во времена информационного перенасыщения конкурентным преимуществом обладают яркие и оригинальные идеи. Ещё восемь лет назад, в 2016 году на Всемирном экономическом форуме в Давосе был представлен список компетенций, которыми должен обладать востребованный специалист. Третье место в этом списке занимает креативность.
Чем креативный человек отличается от не креативного? Если коротко: тем, что придумывает чаще, быстрее и оригинальнее. В моей любимой книге по развитию креативности Майкла Микалко «Рисовый штурм и ещё 21 способ мыслить нестандартно» есть такие слова:
«Творческие люди радостны и уверены в себе. Они смотрят на то, что есть и что может быть, а не на то, чего нет. Вместо исключения возможностей творцы допускают все возможности, и реальные, и предполагаемые. Они хотят интерпретировать собственный мир, а не полагаться на интерпретации других. И что самое важное, творцы креативны, потому что считают себя креативными…
Мы выбираем, как жить: целеустремленно или полагаясь на волю случая, радостно или уныло, надеясь или отчаявшись, с юмором или печалью, с позитивной установкой или негативной, с гордостью или стыдом, с вдохновением или пораженческим настроением и с честью или позором. Мы выбираем то, что делает нас значимыми или ничтожными. Мы принимаем решение быть креативными или равнодушными. Независимо от того, насколько безразличным к нашим решениям может быть окружающий мир, эти решения должны принимать мы сами. Мы решаем. Мы выбираем. В конечном счёте, наша собственная креативность определяется тем, что мы решаем делать или не делать. И когда мы решаем и выбираем, определяется наша судьба».
Именно эти слова помогли мне обеими ногами встать на путь писателя.
Сегодня в научном мире отсутствует единое определение и понимание креативности. Многие исследователи зачастую ставят знак равенства между понятиями «воображение», «креативность» и «творческий потенциал». Предлагаю и нам с вами для простоты и удобства считать, что креативность во многом определяется наличием развитого воображения.
Попробуем разобраться в том, что такое воображение, и как его развивать.
Воображение – способность человека к спонтанному возникновению или преднамеренному построению в сознании образов, представлений, идей объектов, которые в опыте в целостном виде не воспринимались или не могут восприниматься посредством органов чувств (как, например, события истории, предполагаемого будущего, явления не воспринимаемого мира или мира, не существующего вообще – сверхъестественные персонажи сказок, мифов и пр.); способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими.
Человек не рождается с развитым воображением. Этот процесс требует накопления опыта и запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образов. Воображение развивается в тесной связи с развитием личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.
Яркий пример развитого воображения – дети пяти-шести лет. Они могут каждый день придумывать новые Вселенные для игр, заводить воображаемых друзей, с лёгкостью приписывать обычным предметам волшебные свойства.
Как любым сложным процессом, воображением можно овладеть, научившись отдельным приёмам. Ещё Леонардо да Винчи советовал для этой цели разглядывать облака, трещины стен, пятна и находить в них сходство с предметами окружающего мира.
Сложность развития воображения состоит в том, что его трудно формализовать, контролировать и подчинить какому-либо алгоритму. Но хорошая новость в том, что воображение есть у каждого человека, следовательно, развить его может каждый и в любой период времени.
Вот вам подборка из 10 способов развить воображение
1. Одним из главных способов развития воображения является получение многостороннего жизненного опыта. Чем больше мы общаемся с разными людьми, участвуем в различных мероприятиях, занимаемся разными делами, тем больше чувственного, эмоционального и интеллектуального опыта мы получаем. Разнообразие моделей мира исходит из того, что реальность воспринимается людьми по-разному, и никто не способен быть объективным интерпретатором реальности. Чем больше мы общаемся с разными людьми и стараемся их понять, тем качественно лучше будет наше творческое мышление.
2. Чтение книг и других источников информации – эффективный способ развития творческого воображения. Во время чтения происходит активная визуализация того, что вы читаете. Поскольку кроме букв, из которых состоят слова и предложения, вы не получаете никакой дополнительной информации, то вам приходится представлять себе картинку того, что происходит. Особенно полезно для развития креативности читать фантастику, приключения, биографии, детективы и, конечно, поэзию.
И обязательно нужно думать, когда вы читаете. Думать и искать свежие решения старых проблем; думать и искать параллели и связи между тем, что вы читаете, и вашими текущими задачами.
3. Метод фокальных объектов (автор – Ч. Вайтинг, 1958 г.) позволяет перенести на объект изменения свойств других объектов или явлений. Метод отличается простотой и практически неограниченными возможностями поиска новых идей и точек зрения применительно к решаемой проблеме.
Пример: предположим, что у нас есть кукла Барби, на которую мы хотим перенести свойства лампочки, телевизора и воздушного шара. Для начала выделим свойства каждого объекта:
- лампочка: прозрачная, светится, нагревается, включается в электрическую сеть, перегорает и т.п.
- воздушный шар: надувается, летает, растягивается, его можно проколоть, и т.п.
- телевизор: включается в электрическую сеть, показывает телепрограммы, фильмы, сериалы и др.
Теперь перенесём некоторые свойства фокальных объектов (лампочка, шар, телевизор) на куклу Барби. Получается, что Барби светится изнутри и на ощупь тёплая, как живая, умеет летать, как парашютист, а по утрам показывает упражнения для зарядки.
Примерами воплощения в жизнь метода фокальных объектов могут служить также человек-амфибия, русалочка, кентавр.
4. Гиперболизация. Метод заключается в чрезмерном преувеличении или нарушении пропорций в пользу одной, самой важной детали. Представим, что случится, если у человека на несколько метров увеличится нос. Можно будет, например, понюхать цветы на клумбе, не выходя из дома или узнать, что готовят соседи, высунув нос в окошко.
5. Превращение в любой объект живой или неживой природы. Представьте, что ваше тело стало очень маленьким, и вы превратились в бабочку. Глазами бабочки вы видите сад цветущих яблонь. Вы легко порхаете с ветки на ветку, пьете сладкий нектар и вдыхаете аромат цветов... Отпустите свою фантазию и понаблюдайте, куда она вас приведёт.
В процессе превращения обязательно задействуйте все пять органов чувств, представляя себе звук, исходящий от объекта, его цвет, запах, вкус и то, какой объект на ощупь.
6. Антропоморфизм. По определению философского энциклопедического словаря антропоморфизм – это уподобление человеку, наделение человеческими психическими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ. Частым проявлением антропоморфизма является, например, умение животных разговаривать во всех известных сказках.
7. Придание объектам неживой природы качеств живых существ или других необычайных свойств. Примеры: говорящие деревья и камни, катящийся сам по себе клубок в известной сказке или игла, в которой заключалась смерть Кощея.
8. Оживление умерших людей и видов животных. Например, что бы ещё написал Александр Сергеевич Пушкин, если бы не ушёл из жизни так рано? Или каким бы сегодня был наш мир, если бы не вымерли динозавры? Можно оживить литературных героев и порассуждать, куда бы укатился колобок, если бы его не съела лиса. Или какая судьба постигла бы Анну Каренину, если бы она не бросилась под поезд.
9. Эффект отстранения использовал Лев Толстой в качестве утренней зарядки для ума. Заключается метод в том, чтобы описать обычный предмет словами человека, который никогда его не видел и не знает, для чего этот предмет нужен.
Например, что бы сказал о часах австралийский абориген? Наверное, что эта штука круглая, какие-то палочки внутри, которые ещё и двигаются, какие-то странные символы нарисованы, что-то там стучит…
10. Свободное фантазирование. К этому методу можно отнести любой свободный полёт вашей фантазии, а также различные комбинации вышеперечисленных приёмов.
Например, представьте себе фантастическое дерево: на нём растут фрукты и овощи, деньги и лекарства и вообще всё, что пожелает человек, на пути которого это чудесное дерево встретилось. Теперь задайте вопросы своему воображению: какого цвета это дерево? какой у него запах? какие звуки издаёт его листва? или, быть может, оно умеет говорить? что нужно принести в дар волшебному дереву, чтобы ваше желание исполнилось?
Ещё варианты: придумайте новый праздник или представьте, что у вас появилась суперспособность – силой мысли заставлять людей делать то, что вы хотите. Что бы вы делали с такой способностью?
✨Какой из способов кажется вам наиболее простым и понятным? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях. Если статья оказалась полезной для вас, не забудьте поставить «лайк»🤗🙏