Найти в Дзене
Mister_spl

История автозвука: часть 2

Война надолго поломала планы многих компаний. Промышленность работала на обеспечение военных заказов, а фронт, естественно, требовал от электронщиков скорее средства радиосвязи, чем автомобильные приемники. Несколько лет из истории развития можно вычеркнуть.  Зато в послевоенные годы, когда мир восстановился после вызванных войной разрушений, развитие автозвука начало набирать новые обороты. В особенности, когда в 1953 году появился первый завод по производству полупроводниковой техники. Правда, понадобилось целых шесть лет для того, чтобы в 1959 году с конвейера сошел первый транзисторный автомобильный приемник.  Параллельно переход радиоаппаратуры на полупроводниковые транзисторы происходил в разных странах, в числе которых была и Япония. Но это по-прежнему были лишь радиоприемники. Правда, инженеров не оставляли мысли поместить в автомобиль что-нибудь еще из музыкальной аппаратуры. Бобинный магнитофон, как известно, потерпел неудачу, но изобретатели не сдавались, только эксперимент

Война надолго поломала планы многих компаний. Промышленность работала на обеспечение военных заказов, а фронт, естественно, требовал от электронщиков скорее средства радиосвязи, чем автомобильные приемники. Несколько лет из истории развития можно вычеркнуть. 

Зато в послевоенные годы, когда мир восстановился после вызванных войной разрушений, развитие автозвука начало набирать новые обороты. В особенности, когда в 1953 году появился первый завод по производству полупроводниковой техники. Правда, понадобилось целых шесть лет для того, чтобы в 1959 году с конвейера сошел первый транзисторный автомобильный приемник. 

Параллельно переход радиоаппаратуры на полупроводниковые транзисторы происходил в разных странах, в числе которых была и Япония. Но это по-прежнему были лишь радиоприемники. Правда, инженеров не оставляли мысли поместить в автомобиль что-нибудь еще из музыкальной аппаратуры. Бобинный магнитофон, как известно, потерпел неудачу, но изобретатели не сдавались, только эксперименты теперь проводили... на проигрывателях виниловых граммпластинок! Многие ли знают, когда появился первый чейнджер? Да, именно в те самые годы наиболее удачным из всех экспериментов с винилом в автомобиле стал проигрыватель, имевший автоматизированный накопитель на 14 пластинок диаметром 18 см со скоростью 45 оборотов в минуту. 

Как работал первый в мире чейнджер? Предельно просто: звукосниматель с иглой прижимался к пластинке снизу, а после проигрывания игла отодвигалась, пластинка падала вниз по шпинделю, а игла уже прицеливалась к следующей. Проигрыватель гордо именовался "Victrola". 

-2

Такая конструкция имела два существенных недостатка. Во-первых, «автоматизация» касалась только воспроизведения одной стороны, поэтому по окончании прослушивания всех пластинок из нужно было вынимать из «чейнджера» и переворачивать вручную. Второй недостаток был более существенным: чтобы игла не теряла дорожку во время неизбежных вибраций, вызванных дорожными неровностями при движении автомобиля, сила прижатия иглы была высокой, что вызывало ускоренный износ граммпластинок. Уже через 10-12 проходов на слух были заметны искажения в виде тресков и хрипов, а вскоре весь пакет пластинок можно было выбрасывать. 

Мучения с пластинками и бобинами закончились в 1959 году, когда Motorola выпускает модель под названием FM-900 — автомагнитолу с компакт-кассетов. 

-3

Внедренное Motorola нововведение быстро подхватывают еще 16 других производителей, а уже в 1969 году множество компаний производит полностью транзисторные устройства. А радиоприемники оснащаются очередным новшеством: запоминанием станций. Правда, кнопочным, механическим. Эпоха ламп в автомобиле уходит в прошлое — хотя, справедливости ради, стоит отметить, что и сейчас лампа присутствует в некоторых очень недешевых автомобильных усилителях. Эксперименты с целью как-то улучшить звучание рождают даже такие странные для автомобиля вещи, как пружинный ревербератор, установленный в багажнике. Автор данного новшества — компания Chrysler. 

1963 год можно назвать годом совмещенных приемников диапазонов СВ и УКВ. Но в большинстве автомобилей, имеющих штатный звук, аппаратура настолько плотно вмонтирована во внутреннюю начинку, что желающие усовершенствовать — то есть, заменить — что-либо в своем авто сталкиваются с определенными трудностями. Прямо, как в настоящее время, не так ли? И это при том, что в продаже уже появляются доступные решения на транзисторах, обладающие небольшим по тем меркам весом. 

Чтобы автомобили не устаревали вместе со штатными аудиоустройствами, практически все автопроизводители в 1964 году начинают выпускать автомобили со съемной аппаратурой. Встроенный приемник или магнитолу теперь легко заменить на новое устройство. Конечно же, такое решение немедленно спровоцировало выделение car audio в отдельную отрасль производства — теперь производители автозвука никак не связаны с производством автомобилей. Теперь «править балом» в автомобильном звуке будут уже не такие компании, как "Mercedes", "Ford" или "Rolls-Royce", зато появятся новые имена, свежие идеи и новый виток развития, еще гораздо более стремительного.

Итак, год рождения car audio индустрии: 1964. С развитием радио в машине все понятно: с появлением транзисторов приемники стали компактнее, проще в плане питания и доступнее. Но инженеры самых разных компаний продолжали безуспешно искать носитель, который можно было бы использовать в автомобиле вместо капризных виниловых пластинок и громоздких бобин. Вариантов, увы, оказалось совсем немного, из них относительно удачным можно назвать некий «прорыв» в автозвуке американца Эрла Мюнца, который решил приспособить к автомобильному применению пластмассовую кассету для звуковых роликов.

-4

К тому времени он уже успел сделать состояние на продаже подержанных автомобилей. Идея с «кассетой», кстати, была не его: это устройство еще в 1952 году было запатентовано Бернардом Кузино и представляло собой склеенную петлей магнитную ленту. Мюнц всего лишь адаптировал это изобретение под автомобиль, взяв за основу 6,35-миллиметровую ленту с четырьмя дорожками. Производство было налажено за пределами США с использованием дешевого труда стран третьего мира. Звукозаписывающие компании не увидели в Мюнце конкурента, и он без особых проблем получил лицензию на выпуск их аудиозаписей в «своем» формате.

Производство было целиком «завязано» на предприятиях Мюнца, и он получал прибыль как от продажи самой автомобильной магнитофонной приставки, так и от записанных носителей, причем если магнитофон можно было купить за 30-70 долларов, то каждая кассета обходилась в 4-5 долларов. Вот мы и подошли к недостаткам данного решения: за очень приличные по тем временам деньги покупатель получал носитель с очень ограниченным временем записи. На первых кассетах Мюнца помещались всего 1-2 композиции, а устройства записи отсутствовали — записать кассету можно было только в заводских условиях. Со временем для увеличения объема записи увеличили количество дорожек на пленке, но...

Наступил 1963 год и компания Philips вывела на рынок новый носитель: кассету в ее современном понимании и кассетный магнитофон. Новая кассета выгодно отличалась от «стереопака» с петлей — время воспроизведения составляло не пару композиций, а целых 60 минут, и это был не предел. При этом новый носитель оказался гораздо компактнее, а качество звучания новых магнитофонов — значительно выше.

-5

А тем временем, как мы уже знаем, в 1964 году родилась отдельная отрасль — car audio, перестав быть частью производства автомобилей. Естественно, за дело взялись компании, специализирующиеся на звуковом оборудовании. Усовершенствования, изобретения в сфере автозвука посыпались на потребителей, как из рога изобилия. И одним из главных таких изобретений был... автомобильный динамик! Да, именно так. Ведь, несмотря на развитие автомобильных приемников, проигрывателей виниловых пластинок или кассет Мюнца, акустике должного внимания не уделяли. Более того — не уделяли вообще никакого. В автомобиль просто устанавливали обыкновенные широкополосные динамики от домашних радиол или приемников. Качество этих динамиков было само по себе невысоким, как минимум, до 50х годов прошлого века, но дело даже не в этом: как известно, автомобиль очень сильно отличается от обычных домашних условий. И отличается не в лучшую сторону: постоянные перепады температуры и влажности, вибрации вследствие дорожной тряски, все это не лучшим образом сказывается на ресурсе динамика. К тому же, если в комнате широкополосные динамики хоть как-то звучали, будучи направленными на слушателя, то в автомобиле все значительно сложнее.

А между тем, разделением частот в акустике занялись еще до Второй мировой, но исключительно из-за потребностей набирающего популярность кинематографа: размеры кинозалов росли, а значит — росли требования к мощности акустики и ее направленности излучения. Так начали отделяться высокочастотники от НЧ-динамиков. Но это было так далеко от автозвука... В автомобиле на качество звучания тогда мало кто вообще обращал внимания — уже само по себе то, что звук там был, считалось роскошью. И только в 1964 году компания Clarion запустила в производство стереосистему CA-802, предназначенную специально для установки в автомобиль.

-6