Самые яркие впечатления - самые первые. Первая любовь, первая машина, первый секс, первое предательство. Те, кто застал начало 90-х в школе, помнят, насколько ценными были вкладыши от жвачек. Сами жвачки были чудом - они только хлынули в Россию, отовсюду. Самые популярные жвачки в начале 90-х были: "Turbo", "Donald", "LAZER", "BomBiBom", "Terminator", "Wrigley's Spearmint", "Wrigley's Juicy Fruit" и уже ближе к середине 90-х: "Love is".
Ценны были не жвачки сами по себе (хотя их любили и некоторые жевали по несколько дней - ведь жуя жвачку, ты выглядел круто), а вкладыши - маленькие бумажки с картинками. Некоторые жвачки, например, "Terminator", внутри имели наклейки вместо вкладышей. Но ценились больше вкладыши - наклейки обычно наклеивались дома на топорную советскую мебель, вызывая протест родителей.
В "Turbo" и "BomBibom" были автомобили и мотоциклы, в "LAZER" - военная техника, "Donald" - мультики. Зумеры вряд ли поймут, что такое для детей только что развалившегося СССР был этот пахнущий ароматом жвачки кусочек бумажки с картинкой. Среди разрухи начала 90-х, убогих грязных магазинов и серых домов вкладыши были чем-то очень крутым из огромного мира, который ты никогда не видел.
Эпоха вкладышей была в самом начале 90-х: примерно 1990-й - 1994-й годы. Потом количество жвачек и упавшая на них цена обесценили сокровища мальчишек, появились приставки "Денди" и новые интересы. Но в самом начале 90-х вкладыши были очень ценной и универсальной валютой. У нас в школе на них играли: складывали два (или больше) вкладыша друг на друга картинками вниз, сверху били ладошкой сложенной "ковшиком", и вкладыши, которые перевернулись картинками вверх - твои. Игра считалась опасным занятием: учителя могли отобрать вкладыши, играли на переменках в укромных местах школы. Были какие-то обменные курсы, например вкладыши Турбо ценились 1:2 к вкладышам Дональд. Вкладыши покупались и продавались - кто-то собирал целые коллекции вкладышей Турбо - по номерам, покупая недостающие. Вкладыши тщательно хранились, даже ветхие, истёртые вкладыши ценились.
У меня образовалась небольшая коллекция вкладышей (добытых трудным путём обменов, выигрышей и покупок жвачек) - эта стопка бумажек была главным сокровищем моих 11 лет. Был у меня самый лучший, самый закадычный друг, в присутствии которого однажды после школы я спрятал вкладыши в тайник. Тайник был на улице, в кладке кирпичей, защищенный от дождя - вкладыши я хотел забрать на следующий день утром - по дороге в школу. Зачем я это сделал - уже не помню, возможно, боялся что дома вкладыши отнимут родители, так как "игра на вкладыши" считалась азартной и порицалась. Возможно, меня возбуждал сам факт: у меня есть настоящий тайник с сокровищем.
Так или иначе, в яркий солнечный день по дороге домой из школы, я спрятал вкладыши в тайник - друг стоял рядом. Даже мысли не было скрывать тайник от друга - он же самый настоящий и верный друг, а какие тайны могут быть от ДРУГА? На следующий день, утром, пошел в школу, сунул руку в тайник и... похолодел - вкладышей нету. В мрачном настроении дошел до школы, "друг" вёл себя как-то странно и явно меня избегал. Выловил его на разговор, он клятвенно заверял: "Ничего не брал", смотря мне прямо в лицо. До сих пор помню его рожу, врал он очень плохо. Оказалось, что дружба была настоящей только с моей стороны, с тех пор мы не общались.
Тогда я в первый раз понял, что люди руководствуются только собственной выгодой и такие понятия как "дружба", "любовь" и даже родственные связи для большинства людей существуют ровно до того момента, когда выгоднее становится обмануть человека. В школе нас учили, что "друг в беде не бросит, лишнего не спросит", учили "настоящей любви" и т.п. К сожалению, эти идеалы совершенно не готовят к жизни в человеческом обществе, а скорее наоборот - вредят. Хищники и хищницы пользуются и вашим доверием, и вашей дружбой - в своих целях. Но, совсем не доверяя людям, жить невозможно. За прошедшие с тех пор 30 лет моей жизни, в отношениях с разными людьми, рано или поздно, повторялась та самая история - с украденными вкладышами. Ведь украл тот одноклассник у меня не вкладыши - а веру в людей.