Великий понедельник
Сегодняшний день, первый в череде Страстной седмицы, если вдуматься, является началом некой великопостной жатвы, то есть приобретения плода поста. Мы все эти сорок постных дней только и готовились глубоко и ярко, в духовном смысле, пережить события этой недели. Столько сил было отдано этим прошедшим дням, потом такие два больших и воодушевляющих праздника, Лазарева суббота и Вербное воскресенье, и все для этих семи дней покаяния, молитвы и того, духовного опыта, который, по-настоящему должен быть смыслом нашей христианской жизни. И вот первый день.
Не случайно в этот день церковь напоминает нам о плодах. Пора их принести, или собрать, кому как нравится. Богослужение Великого понедельника начинается воспоминанием о бесплодной смоковнице. «До́брых неде́лание уподо́бися смоковнице: сего́ у́бо уклони́мся, да не и́зсхнем я́коже она тогда́, собо́рище, ли́ствием покрыва́ющееся, преднапису́ющая.» - глубокие и отрезвляющие слова. По русски это звучит так: Не принеся добрых плодов, мы станем подобны смоковнице, которая засохла ТОГДА, предсказывая бесплодность еврейского «сборища», имеющего листья, но не давшего плода.
Наше богослужение всегда очень индивидуально, личностно. Оно ведь разговор с Богом, с Царем и Создателем, а потому видеть в нем только исторические события вполне поверхностно, оно обращено к душе каждого. Именно нам следует опасаться этого грозного предупреждения. Мы вполне похожи на эту смоковницу. У нас в духовной жизни много пустого шелеста листьев и мало плода. Тут и о молитве, в которой, хорошо если пару слов проникает в глубину сердца. И о наших добрых делах, от которых зачастую добрых плодов не бывает, а напротив, злых плодов достаточно. О наших страстях, борьба с которыми совершенно бесплодна. Много смыслов и все явные, живые.
Если задуматься, что произошло со смоковницей в этот день, то есть одно недоумение. Господь проклял ее за бесплодность в то время, когда плодов она не могла дать по времени года, то есть по законам естества. Тогда за что такое наказание? Сам Бог установил законы на земле и именно по ним не время было дать плод. Но Сам Господь разъяснил случившееся ученикам, когда они на следующее утро увидели смоковницу высохшей до корня. «Иисус, отвечая, говорит им: имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам.»(Мк.11,22-24.)
Ответ прост, случившееся необходимо было видеть ученикам и утвердить их веру. Когда-то смоковница прикрыла своими листьями наготу согрешившего человека, теперь ее сухие листья открыли людям силу веры. На первой ступени Страдной седмицы вершина Горгофской жертвы кажется нас недостижимой, непосильной. Но Господь говорит нам, что верующему возможно все, главное не сомневаться. Не время малодушию и слабости, время вере и подвигу. Господи помоги нашему неверию, и дай силы идти за Тобой до конца!