2,3K подписчиков

Почему проклята смоковница?

В богослужении Великого понедельника церковь трепетно переживает подробности этого дня недели, которая предшествовала распятию и Воскресению Спасителя. Страстная седмица начинается повествованиям о том, как Господь взалкал и подошел к смоковнице, на которой искал плодов, но время этих плодов еще не настало. Тем не менее, Христос проклинает это дерево, которое засыхает на глазах апостолов. Духовных смыслов этого Евангельского события множество, но и буквальный смысл не остается в стороне от читателя этих строк, а потому возникает много недоумений. За что наказано дерево, срок плодоношения которого еще не настал? Поищем ответ на этот вопрос.

Некоторые из толкователей этого Евангельского отрывка справедливо указывают на особенность этого растения. Смоковница, иначе ее называют инжир, завязывает сначала плоды, и только потом дает густую листву. И хоть плоды этого дерева созревают в Палестине к концу Мая, в Апреле они хоть и не спелые, но должны быть на дереве. Здесь же Христос плодов не находит, а потому это растение, внешне богато покрытое листьями, проклинается за свой обман, за свое бесплодие. Иные толкователи видят в этом проклятие ветхозаветной церкви, бесплодной внутренне, и богато украшенной внешними добродетелями. Другие видят здесь укрепление в вере учеников, которые так нуждались в этом в дни страданий Христа. Вспоминается и роль смоковницы в судьбе первых людей, которая покрыла их наготу своими листьями. Смыслов много. Но очевиден и главный, если в тебе на зародился плод, то тщетна твоя вера, как бы не украшал ее внешней красотой и благолепием.

В эти святые дни полезно и нам спросить себя о плодах. Есть ли надежда на них? Или только листьями, прикрывающими человеческую наготу, мы можем прикрыть и собственное бесплодие? Ответ на эти вопросы каждый должен найти самостоятельно, но если этих ответов так и не найдется, самое время вспомнить о грозном проклятии Спасителя и коли иных плодов не имеем, то плод покаяния - достойная замена всем нашим мнимым добродетелям. «Изсо́хшия смоко́вницы за непло́дие, преще́ния убоя́вшеся, бра́тие, плоды́ досто́йны покая́ния принесе́м Христу́, подаю́щему нам ве́лию ми́лость.»

  В богослужении Великого понедельника церковь трепетно переживает подробности этого дня недели, которая предшествовала распятию и Воскресению Спасителя.