Автор: Ларин Денис Викторович
Вода – колыбель жизни на нашей планете, и без нее не могут существовать ни растения, ни живые существа. Ученые, занимающиеся изучением свойств воды, издавна считают воду «веществом № 1», играющую определяющую роль в жизни человечества. Известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери так писал о воде: «Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь… Ты самое большое богатство в мире»[1].
Использование целебных сил природы (солнечных лучей, чистого воздуха, минеральных вод и лечебных грязей) началось в глубокой древности. Воду издавна считают источником жизни и применяли с целью оздоровления организма[2].
Первые сведения о водолечении содержатся в индуистской книге РигВеда (1500 лет до н.э.). Вода применялась не только как средство «омовения» тела с гигиеническими целями, для совершения религиозных обрядов, но и служила лечебным целям уже у древних индусов и египтян. Встречаются также упоминания, что с лечебной целью ее стали применять ассирийцы, вавилоняне и иудеи. Из Египта техника водолечения Пифагором (582-507 гг. до н.э.) была перенесена в Грецию[3].
При проведении археологических раскопок в Греции были обнаружены развалины древних городов-курортов, оборудованных специальными колодцами с родниками целебной воды. В предгорьях Эпидавра ученые обнаружили развалины древней водолечебницы, построенной примерно в VI в. до н.э[4].
Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) отмечал зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды, климатических особенностей, указывал на благотворное влияние минеральных вод, лечебных грязей и физических упражнений. Он использовал воду для лечения очень многих заболеваний (это видно из его сочинений)[5].
В Древней Греции люди не умея объяснить явления природы обожествляли их. Они верили, что свою необыкновенную силу Геракл приобрел, выкупавшись в богатырской воде источников Кавказа, поэтому мифического героя даже считали покровителем природных вод [6] . Именно благодаря этому мы знаем о том, что минеральные воды Кавказа обладают лечебными свойствами, было известно еще в те времена.
В Древнем Риме были известны местности с целебными минеральными водами. На месте выхода минеральных источников в Риме строили термы. В трактатах Цельса, Клавдия Галена и др. (1-2 в. н. э.) содержатся первые попытки классификации минеральных вод, создания методики лечения грязями, солнечными облучениями, приводятся советы по лечению некоторых болезней целебным климатом. В частности, больным с наклонностью к «изъязвлению легких» Клавдий Гален рекомендовал горный климат.
24 августа 79 года Н.Э. городе Помпеи Римские легионы находили в завоеванных ими странах новые лечебные местности и некоторые из них благоустраивали. Сохранились многие термы и бальнеотехнические сооружения, основанные римлянами на побережье Черного моря. Так, в функционирующем ныне в Румынии курорте Бейле Еркуланум (Геркуланум) сохранились высеченные на камнях надписи, указывающие дорогу к «священным» водам Геркулеса. Римские курорты славились обширными купальнями, располагавшими большим количеством помещений: для умывания теплой водой, мытье горячей водой, мытья горячей водой, купания в холодной воде для отдыха и развлечений. Эти купальни носили названия «бальниум». От слова «бальниум» произошла в дальнейшем «бальнеотерапия». Особенно ценились купальни с минеральной водой. Некоторые купальни были огромными: бальниум императора Тита состоял из ста обширных помещений, а в бальнии Севера могло одновременно разместиться более двух с половиной тысяч человек[7].
В период средневековья, сменившего античную культуру водолечение, как и ряд других достижений древнего мира, прекратилось в Европе. Однако оно продолжило свое развитие в мусульманском мире. В частности, в «Каноне врачебной науке», своем основополагающем труде по медицине Абу Али Ибн Сина (Авиценна), среди других лечебных средств также упоминает о воде как средстве сохранения здоровья.
Продолжалось в тот период и изучение целебных вод Кавказа известных местным жителям с давних пор. В частности, арабский путешественник Ибн Баттута, посетив в 1377 году ханскую Ставку, обосновавшуюся у подножия Биш-Даг (Бештау - в переводе с тюркского пять гор), писал, что на Пятигорье находится горячий источник обладающий уникальными лечебными свойствами[8][9].
Первые сведения о минеральных источниках России опубликованы в «Книге Большому Чертежу», изданной в 1627 г. и являющейся по сути дела первой подробной географией России. В ней имеются упоминания о существовании «в земле Пятигорских Черкесс» горячих источников [10] . В долинах горных рек и ущелий еще и сейчас можно встретить выложенные камнями и деревом родники углекислой воды. Эти маленькие бассейны, дают наглядное представление о том, как лечились горцы в давние времена[11].
Начало развития курортного дела в России относится к первой половине XVIII в. Петр I еще в конце XVII - начале XVIII века посещает некоторые европейские «воды» (Карлсбад, Спа и др.), как назывались тогда курорты, которые вновь в большом количестве появляются в Европе. В 1717 г. Петр I издал указ Сенату «...искать в нашем отечестве, а особливо в таких местах, где есть железные руды, ключевых вод, которыми можно пользоваться от болезней»[12].
В 1714 г. рабочий Кончезерского чугунолитейного завода Иван Рябоев, «болевший сердечной болью и едва волочивший ноги», в Карелии, близ нынешнего Петрозаводска, обнаружил источник железистых минеральных вод. После трех дней употребления воды из данного источника он полностью излечился. Воды были названы в честь Марса — бога железа и войны — «марциальными». На базе этого источника был создан первый курорт в России. Петр I сам неоднократно лечился на нем. По его указу были составлены «Дохтурские правила, как при оных водах поступать»; прежде чем ехать на Олонецкие воды, больным предписывалось посоветоваться с докторами[13].
В 1717 г. лейб-медик при Петре Великом Готлиб Шобер, совершив поездку по Среднему и Нижнему Поволжью, Северному Кавказу открыл несколько теплых минеральных источников на Северном Кавказе (Бештауские источники), он сообщал также о том, что «в черкесской земле есть изрядно кислый родник» (вероятно, речь шла о нарзане)[14].
В 1769 г. Самуил Готлиб Гмелин описал липецкие минеральные воды.[15] В 1773 г. экспедиция Академии наук под руководством врача и естествоиспытателя академика Иоганна Антоновича Гюльденштедта посетила Северный Кавказ. Академик составил подробное описание горячих источников и серных родников в районе горы Машук, а также Тамбуканского соленого озера[16].
Через 20 лет естествоиспытатель Петер Симон Паллас посетил Кавказ и основное внимание уделил изучению второй, не менее важной географической зоной – Кисловодску. Характеристика нарзана была составлена по вкусовым свойствам, и было установлено, что она содержит много углекислоты. В своих дневниках он отмечал: «Только что зачерпнутая вода выделяет из себя с шипением, подобно лучшему шампанскому вину, большое количество воздушных пузырьков... Она щиплет язык, ударяет в нос и, наконец, делается совершенно светлой. Вода эта шипит со всеми винами. Можно без отвращения и вреда пить ее столько, сколько захочешь»[17].
Сообщение П.С. Палласа на заседании Академии наук произвело большое впечатление на научную общественность Петербурга и активизировало большой интерес ученых к кавказским минеральным водам. Местным жителям эта вода была известна давно они именовали ее «нарт-сане»
(«источник нартов» или «богатырский ключ» с абазинского), что привело к трансформации названия в «нарзан». Главный источник нарзана они именовали «аче-су», что означает «кислая вода» [18], отчего и получил после перевода свое название Кисловодск.
В 1798 г. путешественник и натуралист Иоганн Готлиб Георги, составил систематический перечень всех минеральных вод России, ставших известными за период с 1714 по 1798 г., и сделал попытку их классификации[19]. В 1798 году начинается история Кисловодска. Здесь был открыт первый лечебный сезон. Первый историк Кисловодска Алексей Федорович Ребров, поселившийся там летом 1798 года[20], писал в своих записках, что местность от Подкумка и до источника заселена мирными жителями из фамилии Джантемировых. Они охотно снабжали приехавших, птицей и молочными продуктами[21].
Охранявшие посетителей курорта русские войска разбили лагерь на горе, у подножия которой и находился источник[23].
Однако официальной датой рождения курорта считается 1803 год. Дело том, что в 1802 году, по особому Указу Императора медицинская Коллегия направила к кислому источнику двух штаб-лекарей — Гординского и Крушневича. Результатом их исследований стало то, что уже в 1803 году
Главнокомандующий Грузией и инспектор Кавказской линии князь П.Д. Цицианов получил разрешение императора Александра I на строительство крепостного укрепления возле кислого колодца. Первыми жителями были солдаты и казаки[24].
Ф. П. Гааз в книге «Мое путешествие на Александровские воды 18091810», изданной в 1811 г. Московским университетом на французском языке, осветил историю открытых им железноводских и ессентукских минеральных вод, представил их химическую характеристику, описал опыт использования этих вод в лечебных целях, а также выдвинул предложения по устройству медицинских учреждений на зарождавшихся в то время русских курортах. В то время больные принимали холодные ванны (+12°С), вначале в яме, вырытой у источника и огороженной деревянным плетнем, а с 1812 года в специально построенных деревянных купальнях[25]. Согласно отчету, у Кислого источника в 1810 году побывало «благородных обоего пола 240 человек, а с разночинцами 742 человека»[26].
В 1823 году профессор медико-хирургической академии А. П. Нелюбин прибыл на Кавказ по приглашению Главнокомандующего Кавказской линией генерала А.П. Ермолова и написал капитальную работу «Полное историческое, медико-топографическое, физико-химическое и врачебное описание Кавказских Минеральных Вод». В этом труде есть такие знаменательные строки: «Эти воды имеют не только местное значение, но и громадное общественное для всей России, а не для одного лишь Кавказа... На Кавказе каждая пядь земли полита кровью русского солдата, и полученные нами воды важны не только как средство залечивать раны кавказским героям, но и как могучее средство для проведения культуры в местную жизнь»[27].
Наконец, в 1848 году заложили Нарзанную галерею и новый каптаж Нарзана, строительство которой завершилось в 1858 году непосредственно рядом с источником. Архитектор С.И. Уптон построил это здание в средневековом английском стиле . В галерее помещались ванны, бассейн для купания, нарзанный колодец, а также зал для прогулок[28].
Большое значение в развитии отечественных курортов имели создаваемые в 1860-е гг. научные медицинские общества. Так, основанное в 1863 г. С.А. Смирновым Русское бальнеологическое общество на Кавказских минеральных Водах наряду с разработкой проблем бальнеологии и курортного лечения много внимания уделяло делу организации и благоустройства курортов. Способствовало развитию курортного дела Русское общество охранения народного здравия[29].
Население Кисловодской слободы быстро росло. Если в 1856 г. оно составляло 1004 человека, а в 1881 г. - 1551, то в 1891 г. в Кисловодске проживало более 6000 человек[30].
В 1875 году была проведена железнодорожная ветка от Ростова до Минеральных Вод и проложено шоссе от станции Минеральные Воды до Кисловодска[31]. Эти работы были очень полезны для курорта, но еще большее значение для Кисловодска имело строительство железнодорожной ветки из Минеральных Вод. Как только в 1893 г. в Кисловодск прибыли первые поезда, сразу увеличилось количество посетителей. Отдыхающих в 1893 г. было 5754 человека. Началось быстрое строительство частных жилых домов[32].
Стоит отметить, что в период, когда создавался Кисловодский курорт, представители имущих классов не имели обычая размещаться на курортах в гостиницах. Для отдыха они строили или снимали дома. Этим и объясняется отсутствие санаториев и гостиниц в Кисловодске.
Между тем каптажный колодец нарзана пришел в ветхость, и в 1894 г. был сооружен новый каптаж в том виде, в каком он сохранился до наших дней[34].
Затем по речке Ольховке был открыт первый Лермонтовский источник, от которого в 1895 г. провели водовод. Старые источники - Семиградусный и Финкгейзеровский - давали мало пресной воды, и в Кисловодске все время ощущался водный голод. В 1903 г. Кисловодск получил первый электроток от гидростанции Белый Уголь, где была установлена турбина на 300 киловатт.
Такое событие вызвало много радости и у тех, кто жил в Кисловодске, и у тех, кто приезжал на курорт[35].
Одним из интереснейших зданий прошлого века является Курзал. Строительство его было закончено в 1895 г. вместе с вокзалом, с которым он представляет, как бы один архитектурный ансамбль. Рядом с Курзалом в Верхнем парке построили прекрасную музыкальную раковину, за высокие акустические свойства названную хрустальной. В том же году были построены Скальковские ванны на 16 кабин в районе, где сейчас находится санаторий «Нарзан». В этих ваннах впервые начали подогревать воду змеевиками, что свидетельствовало о большом прогрессе. Скальковские ванны снесли и на их месте в 1905 году построили гостиницу на 200 номеров. В то же время были построены отдельные дачи, гостиницы, пансионаты, с самой причудливой архитектурой. Реброва балка, где сейчас расположен новый курортный район, являлась пастбищем для скота. Другие окрестности Кисловодска медленно застраивались дачами и особняками[37].
Неизменно росло количество отдыхающих. В 1914 году в Кисловодске лечилось и отдыхало 42 тысячи человек[38]. В тоже время социальный состав отдыхающих до событий 1917 года был односторонен. В тот период курортами пользовались: дворяне и помещики - 41,9%, буржуазия – 21,8%, офицеры царской армии – 10,5%, высшее духовенство и чиновничество – 25,8% [39] . Соответственно события 1917 года значительно увеличило количество людей, которые могли, пользоваться возможностями, которые предоставлял отдых на курортах.
После установления Советской власти в первых декретах СНК РСФСР о курортах были заложены основы системы санитарно-курортной помощи трудящимся. 4 апреля 1919 г. В.И. Ленин подписал декрет «О лечебных местностях общегосударственного значения». В нем была провозглашена национализация курортов и намечены пути развития лечебной помощи на них. Этот исторический документ определил дальнейшие пути развития курортного дела и принципы организации медицинского обслуживания в санаториях и на курортах[41].
Стали активно строиться санатории и открываться дома отдыха общего пользования, и в первую очередь для нужд трудового класса. Если количество санаториев в 1913 году составляло 60, то к середине 1930-х годов было около
3500. Расширяется сеть курортов. Если в 1919 г. было лишь 5 курортов, то в 1922 г. работало 22; начали функционировать курорты Кавказских Минеральных Вод, а также в Закавказье и на Дальнем Востоке42.
В тоже время с начала 1930-х годов возникает еще одно веяние. Все больше проявляла себя тенденция изменения между профсоюзными здравницами, доступными для всех, и ведомственными учреждениями, которое каждое ведомство строило для нужд своих работников[43].
Об одном из подобных санаториев им. Орджоникидзе будет рассказано в следующей статье.
Ссылки:
[1] Шеметило И.Г. Воробьев М.Г. Лечебные минеральные воды. – Л., 1982 г. – с. 9
[2] Минеральные лечебные воды СССР: Справочник. – М., 1991г. – с. 5
[3] Олефиренко В.Т. Водолечение. – М., 1986 г. – с. 7
[4] Шеметило И.Г. Воробьев М.Г. Лечебные минеральные воды. – Л., 1982 г. – с. 5
[5] Олефиренко В.Т. Водолечение. – М., 1986 г. – с. 7
[6] Шеметило И.Г. Воробьев М.Г. Лечебные минеральные воды. – Л., 1982 г. – с. 5
[7] Олефиренко В.Т. Водолечение. – М., 1986 г. – с. 7
[8] Царфис П.Г. География природных лечебных богатств СССР: (Культурологические аспекты). – М., 1986 г. – с.
[10] Шеметило И.Г. Воробьев М.Г. Лечебные минеральные воды. – Л., 1982 г. – с. 6
[11] Смирнов-Каменский Е.А., Павлов М.К. Край целебных вод. – Ставрополь, 1987 г. – с. 25
[12] Царфис П.Г. География природных лечебных богатств СССР: (Культурологические аспекты). – М., 1986 г. – с. 10
[13] Шеметило И.Г. Воробьев М.Г. Лечебные минеральные воды. – Л., 1982 г. – с. 6
[14] Здравницы профсоюзов СССР: Курорты, санатории, пансионаты, дома отдыха / Под ред. Козлова И.И. – М., 1986 г. – с. 297
[15] Петров В.М., Панкратов Ю.В. Старейший курорт России. - Липецк, 2004г. - с. 12.
[16] Шеметило И.Г. Воробьев М.Г. Лечебные минеральные воды. – Л., 1982 г. – с. 7
[17] Смирнов-Каменский Е.А., Павлов М.К. Край целебных вод. – Ставрополь, 1987 г. – с. 27
[18] Смирнов-Каменский Е.А., Павлов М.К. Край целебных вод. – Ставрополь, 1987 г. – с. 72
[19] Царфис П.Г. География природных лечебных богатств СССР: (Культурологические аспекты). – М., 1986 г. – с. 11
[20] Польская Е.Б., Розенфельд Б.М. Дорогие адреса. – Ставрополь, 1974 г. – с. 20
[21] Смирнов-Каменский Е.А., Павлов М.К. Край целебных вод. – Ставрополь, 1987 г. – с. 74
[22] СКУНБ им. М.Ю. Лермонтова [Электронный ресурс]. - URL: http://www.skunb.ru/node/5029
[21] Кисловодск// Под редакцией Розенфельд Б.М. – с. 11
[24] Смирнов-Каменский Е.А., Павлов М.К. Край целебных вод. – Ставрополь, 1987 г. – с. 29
[25] Здравницы профсоюзов СССР: Курорты, санатории, пансионаты, дома отдыха / Под ред. Козлова И.И. – М., 1986 г. – с. 299
[26] Кисловодск// Под редакцией Розенфельд Б.М. – с. 11
[27] Смирнов-Каменский Е.А., Павлов М.К. Край целебных вод. – Ставрополь, 1987 г. – с. 32
[28] Кисловодск// Под редакцией Розенфельд Б.М. – с. 11
[29] Царфис П.Г. География природных лечебных богатств СССР: (Культурологические аспекты). – М., 1986 г. – с. 12
[30] Кавказские минеральные воды/Под общей редакцией Сартаковой М.С. – М., 2006 г. – с. 145
[31] Смирнов-Каменский Е.А., Павлов М.К. Край целебных вод. – Ставрополь, 1987 г. – с. 35
[32] Кавказские минеральные воды/Под общей редакцией Сартаковой М.С. – М., 2006 г. – с. 145
[33] Старые фотографии городов. Вокзал и Курзал Кисловодска. [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.etoretro.ru/pic92102.htm?y1=1839&y2=1958&sort_field=image_date&sort=DESC&no_category=1&p osition=143
[34] Хибаров М.И. Кисловодск – город солнца. – М., 1973 г. – с. 5
[35] Смирнов-Каменский Е.А., Павлов М.К. Край целебных вод. – Ставрополь, 1987 г. – с. 35
[36] Старые фотографии городов. Курзал с верандой и площадкой в Кисловодске. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.etoretro.ru/pic75001.htm?sort_field=image_date&sort=DESC&position=13
[37] Хибаров М.И. Кисловодск – город солнца. – М., 1973 г. – с. 6
[38] Смирнов-Каменский Е.А., Павлов М.К. Край целебных вод. – Ставрополь, 1987 г. – с. 35
[39] Царфис П.Г. География природных лечебных богатств СССР: (Культурологические аспекты). – М., 1986 г. – с. 12
[40] Юмористическая открытка [Электронный ресурс]. - URL: http://sneg-mag.ru/engraves/oldpostcards/essentuki/
[41] Шеметило И.Г. Воробьев М.Г. Лечебные минеральные воды. – Л., 1982 г. – с. 7 42 Большая Медицинская Энциклопедия. [Электронный ресурс]. - URL: http://бмэ.орг/index.php/%D0%9A%D0%A3%D0%A0%D0%9E%D0%A0%D0%A2%D0%AB
[42] Старые фотографии городов. Курортная гостиница "Гранд-отель". [Электронный ресурс]. - URL: http://www.etoretro.ru/pic108493.htm?y1=1926&y2=1941&sort_field=image_date&sort=DESC&position=249#ph oto
[43] Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда: В 2 кн.: Кн.2: Социальные проблемы. – М., 2001. - с. 689