Из воспоминаний механика-водителя унтерфельдфебеля Клеменса Штауберга (502-й тяжёлый танковый батальон):
Один фугасный снаряд, выпущенный из русской самоходки с 500 метров, при любом попадании мог вывести из строя Pz-III без пробития. Экипаж получал контузию, переломы костей, внутреннее кровотечение. У танков выходило из строя оборудование, корпус, башню перекашивало. Редко, но иногда танк просто вспыхивал.
Интересуясь созданием военной техники, я выехал в белорусский город Лоев, где стоит как памятник эта величественная САУ - ИСУ-152 "Зверобой".
Если брать грубо, то история создания такова: конструкторы взяли мощную гаубицу-пушку 152-мм (МЛ-20), обварили её бронёй и "посадили" всё это дело на шасси тяжёлого танка.
Сперва эту пушку, обваренную бронёй, ставили на базу танка "Клим Ворошилов-1с". Некоторые образцы (всего 24 ед.) из них успели принять участие в Курской Битве (лето 1943). Там по некоторым данным СУ-122 и обрела прозвище "Зверобой", поскольку могла разносить корпуса новеньких "Тигров" и "Пантер" в клочья.
Сразу после прекращения изготовления танков КВ, появилась новая версия САУ - ИСУ-152, которая теперь ставилась на шасси тяжелого танка "Иосиф Сталин". Производство было налажено на двух заводах: Челябинском (в большей степени) и Ленинградском Кировских Заводах. Как и многая техника тех времён некоторые элементы корпуса сваривались автоматической сваркой, а большая часть ручной дуговой сваркой.
Интересные особенности ИСУ-152:
- в зависимости от типа снарядов их вес составлял от 40 до почти 50 кг и заряжающий должен был иметь хорошую физическую форму. Самые опытные заряжающие на пару с замковым могли производить всего 2 выстрела в минуту.
- 50-ти тонная машина развивала очень низкую скорость (35-40 км/ч) и механик-водитель даже не имел на доске приборов спидометра. Спидометр располагался рядом с командиром.
- после выстрела экипаж утопал в пороховых газах и никакая вентиляция не справлялась с задымлением, поэтому стрельбу часто вели при открытых люках.
Из воспоминаний офицера-танкиста Лозы Дмитрия Федоровича:
Когда мы входили в Вену, придали нам батарею тяжелых ИСУ-152, три штуки. Они меня так сдерживали! Я на Шермане мог по шоссе до 70 км/ч ехать, а они еле шли. И вот был в Вене такой случай, я его в книге описал. Уже в городе немцы нас контратаковали несколькими Пантерами. Пантера - танк тяжелый. Я приказал выдвинуть ИСУ и открыть огонь по немецким танкам: "Ну-ка, плюнь!" И он плюнул! А, надо сказать, улицы в Вене узкие, дома высокие, а посмотреть на бой ИСУ с Пантерой хотелось многим, и они остались на улице. ИСУ как ахнула, Пантеру смешало с землей, башню оторвало, метров 400-500 дистанция была. Но в результате выстрела сверху посыпалось битое стекло. В Вене много старых окон с витражами было и все это посыпалось на наши головы. И вот я себя по сей день казню, что не доглядел! Столько раненных оказалось! Хорошо еще мы в шлемофонах были, но руки и плечи очень сильно порезало...
Не смотря на своё прозвище "Зверобой" эти САУ использовали в большей степени не против танков, а против артиллерии, снайперов, ДОТов и ДЗОТов противника. 152-милиметровая "палочка-выручалочка" без труда сносила пару этажей любого строения и способна была пробивать железобетонные сооружения толщиной в метр.
Машина со всеми своими угловатыми и грубыми чертами внушает страх и смирение. Рядом с ней осознаёшь всё величие и мощь советских строителей и воинов-освободителей в то тяжёлое время. Светлая память героям!
Рекомендую:
Истребительница советских танков Советская СУ-100