Отечественная литература подарила миру немало общепризнанных шедевров, которые не раз были экранизированы, причём не только российскими режиссёрами. Сегодня мы поговорим о многосерийных и в разной степени талантливых телеверсиях произведений, которые знают все.
«Идиот»
(2003 год, 10 серий, 16+)
Экранизировать Достоевского – занятие не из простых. Его проза тяжеловесна и крупногабаритна, глубоко драматична и насыщена пространными философскими монологами и диалогами, в хитросплетениях которых современному зрителю, испорченному телевизионным «мылом», разобраться сложно. Чаще всего изрядный пласт повествования остаётся за кадром. Одной из лучших киноадаптаций классика стал «Идиот» режиссёра Владимира Бортко, который совершил чудо: снял близкий к тексту и при этом фактически лишённый провисаний фильм, который понравился и литературоведам, и тем, кто ни одну книгу писателя не читал. Секрет успеха: хороший сценарий и восхитительный актёрский ансамбль. Особенно хочется выделить Мышкина и Паратова – их блестяще сыграли Евгений Миронов и Владимир Машков.
«Герой нашего времени»
(2006 год, 8 эпизодов, 12+)
Первый русский психологический роман получил не одно экранное воплощение, причём чаще кинематографисты брали лишь одну из пяти частей – «Бэлу» или «Княжну Мэри». В экранизации Александра Котта («Брестская крепость») сюжет первоисточника сохранили, однако для увеличения хронометража добавили сцены и диалоги, которых Лермонтов отродясь не писал, и отсебятина не пошла на пользу сериалу. Из плюсов – Сергей Никоненко в роли Максима Максимовича и Ирина Алфёрова – княгиня Лиговская. А вот Игорь Петренко сложный и противоречивый образ Печорина то ли не прочувствовал, то ли просто не потянул – персонаж получился неубедительный, Станиславский бы не поверил.
«Война и мир»
(2016 год, 6 серий, 16+)
Поскольку монументальную экранизацию Сергея Бондарчука видели практически все (а кто пропустил, пусть исправит это недоразумение, ибо неоспоримая классика советского кино), расскажу о британском мини-сериале, поставленном молодым режиссёром Томом Харпером. Безусловно, это не тот Толстой, к которому все мы привыкли: философия и пространные рассуждения о смысле жизни сведены к минимуму, зато хватает романтики, интриг и страстей. Украшение ленты – Пол Дано в роли Пьера Безухова (по возрасту он, кстати, больше соответствует персонажу, чем сыгравший его в 1965-м Бондарчук). Бюджет у сериала достойный – это понятно по костюмам, интерьерам и батальным сценам, а в целом, незашоренный взгляд на вневременную классику свеж и любопытен.
«Куприн»
(2014 год, 14 серий, 16+)
Интересный эксперимент: три разных режиссёра сняли мини-сериалы «Яма», «Впотьмах» и «Поединок», объединённые сюжетами Куприна и… образом самого писателя, присутствующего в каждом эпизоде. Сыграл прозаика Михаил Пореченков, помимо которого можно увидеть целую россыпь отечественных звёзд: Максима Аверина, Светлану Ходченкову, Елизавету Боярскую, Романа Мадянова и других. Классические сюжеты не устаревают, и серьёзные моральные дилеммы, стоящие перед героями, близки и понятны нам по-прежнему. Итог – оригинальный коктейль из важнейших текстов Куприна, драматичный и добротно снятый.
«Мастер и Маргарита»
(2005 год, 10 серий, 16+)
Более-менее успешно адаптировать для кино мистический, философский, религиозный, сатирический (список можно продолжать) текст Михаила Булгакова удалось пока что лишь Владимиру Бортко. Его экранизация в большей степени соответствует духу романа, многие десятилетия будоражащего умы читателей. Не слишком удачные спецэффекты компенсируют отличные актёры (Олег Басилашвили, Кирилл Лавров, Александр Абдулов, Александр Филиппенко, Анна Ковальчук и другие), а сценарий бережно следует книге. Кстати, в этом году должны были начаться съёмки сразу двух новых экранизаций: российской и голливудской, однако коронавирус внёс свои коррективы в планы продюсеров, и производство отложено на неопределённый период.
Сергей Лёвин, специально для «Анапского Черноморья»
Также на нашей страничке можно прочитать интересные два ТОП-5 захватывающих сериалов и мини-сериалов для просмотра в карантине и ещё много всего интересного.