Найти тему
Легкость бытия

Зулейха моргнула. Гузель Яхина икнула.

"Зулейха открывает глаза". С большим нетерпением я ожидала экранизации. Ну не имели возможность это произведение забыть без широкого экрана!
Вчера вышла первая серия. Эмоция одна – недоумение. Отчего вы паршиво перенесли ткань книжки на экран. Я разочарована. Ну как так-то? В собственном жилище Зулейха вещица. Вещица, которой пользуются каждый день. И ни чего ужасного. Скончается, Муртаза свежую супругу поймет. Невозможно заявить, собственно, что Зулейха смирилась со собственным положением. Нет. Ей не с чем смиряться. У нее нет прошлого и нет будущего. Она даже одним днем не может жить. Зулейха элементарно не понимает для себя, как может быть по- другому. Не умеющая любить и не понимающая, собственно, что это за приверженность. Рожденная быть прислугой, вещью в жилище супруга. Нам создатели кино не демонстрируют и пятидесяти процентов того кошмара, в котором жила Зулейха. Долгие физиологические и моральные издевательства супруга и свекрови. Их повседневность, обыденность. Так, вскользь обмолвились. А в книге психологическое насилие описано довольно ярко. Раскулачивание работает лишь только фоном в книжке. В кинофильме же раскулачивание выходит на первый план. При этом в самом развращенном облике – повинны русские. В кинофильме как раз раскулачивание считается ключевой темой, открываться она станет сквозь историю Зулейхи. Но ведь книга то про обретение счастья! Счастья быть собой! Счастья принимать решения для себя и претворять их в жизнь. Счастья любить. Счастья быть любимой. Счастья быть матерью. В кинофильме Зулейха навек с закрытыми глазами обречена бродить во мгле.

Переложение книги на экран разочаровало. Все значимые сцены практически отсутствуют. Нет трагизма жизни замужней татарской женщины в глухой деревне. Нет чувства безысходности. Зулейха всю серию молчит. Ни звука. А уж как безобразно играет Хаматова! Бревно с хлопающими ресницами. Только и всего. Где этот взгляд уставшей покорной женщины? А движения? Суетится, суетится… Забыла чему учили в институте? Ей даже постельная сцена не удалась. А глядя на свекровь, разве поймешь, что она жестокая Упыриха? Только актер, сыгравший Муртазу попробовал изобразить деспота и тирана. Ключевое слово - «попробовал». Бесконечно кружащие девочки на снегу жутко раздражают. В первый раз, когда они появились в кадре – все органично и красиво, все к месту. Но зачем потом повторять и повторять одни и те же кадры? Авторы не знают, как заполнить место в хронометраже фильма? Совершенно не понятная смысловая нагрузка этих повторений. Жду появление Маковецкого. Может он сумеет передать книжного врача.

Работа костюмеров и гримеров и того хуже. Костюмы героев проработаны отвратительно. Герои ходят неестественно чистыми. И это в глухой татарской деревне в 30-х годах после революции, гражданской войны. Серьезно? И не просто чистыми, а еще и в идеально наглаженных! Зулейха в бане парит свекровь в белоснежной сухой сорочке с бледным лицом. Аууууу, гримеры и консультанты. Вы бы сходили хоть раз в баню и посмотрели, как оно там. Про идеальный маникюр помолчим. Так и было. Только музыка хоть как-то скрашивает впечатление от этого «шЭдевра». Надеюсь что в следующих сериях будет не только эта национальная мелодия. Красивая. Но одной ее на сериал маловато будет.

Вообщем ужасный сериал. Слон родил мышь. А ведь книга прекрасная!