Найти в Дзене
Retro Gadgets Corner

Sony PlayStation Portable. PS2 в твоем кармане

Оглавление

Сегодня я бы хотел взглянуть на PlayStation Portable, портативную консоль от Sony, которая вышла во второй половине 2004-го года. На тот момент у неё была пара конкурентов – GameBoy Advance SP, который хоть и был консолью прошлого поколения, но занимал приличную долю на рынке и Nintendo DS, которая вышла примерно в то же время. И да, начинка консолей от Nintendo не шла ни в какое сравнение с PSP, на которой можно было не только в игры играть, но и слушать музыку, смотреть фильмы, серфить в интернете, а в поздних ревизиях и общаться через Skype. Но, как говорится, «рыночек порешал» и продажи PSP всех ревизий оказались в 2 раза меньше, чем NDS. И дело, имхо, было не только в цене, об этом ниже в статье. К тому же в странах СНГ сложилась интересная ситуация, о Nintendo DS мало кто слышал, а вот о PSP – слышали почти все, когда в Европе NDS просто рвала в клочья PSP. Виной всему было распи**яйство недальновидные решения Nintendo относительно работы российского подразделения, которое почему-то решило вообще не выходить на рынок стран СНГ.

И так, конкретно мой экземпляр. Вторая ревизия, она же PSP-2000, она же «Slim». Отличается от первой ревизии, так называемой «толстушки», уменьшенными размерами, слегка измененным дизайном и более ярким экраном.

Вот она, во всей своей Piano Black красе
Вот она, во всей своей Piano Black красе

Первое, что бросается в глаза – глянец, повсюду глянец. Но сам дизайн хорош, консоль выглядит дорого и солидно. Чтоб вы понимали, главный конкурент PSP – Nintendo DS первой ревизии, выглядит примерно так:

Дизайн - а-ля вырвиглаз.
Дизайн - а-ля вырвиглаз.

Элементы управления консоли отчасти унаследованы от PS1/PS2 – крестовина, дополнительные кнопки с пиктограммами и аналоговый стик. И если кнопки достаточно удобные, имеют довольно большой ход и нажимать их просто приятно, то стик не понравился. Он двигается только в одной плоскости, без наклонов, ну и он просто маленький. В играх мне использовать его не нравилось, поэтому я использовал крестовину для передвижения там, где можно. От DualShock такая система управления отличается отсутствующей парой шифтов и отсутствующим правым аналоговым стиком. В нативных играх это не важно, но PSP поддерживает эмуляцию игр с PS1, где эти элементы управления активно юзались, поэтому есть нюансы. Те шифты, что есть – понравились, они имеют больший ход, чем в NDSi, где они весьма и весьма неудобные.

Снизу расположились разъем для зарядки, а также разъемы для наушников и для вывода изображения на TV
Снизу расположились разъем для зарядки, а также разъемы для наушников и для вывода изображения на TV

Задняя панель также педерастически глянцевая, но выглядит стильно. Но консоль дико царапается и заляпывается, а само покрытие имеет свойство слазить, обнажая невзрачный черный пластик.

-4

Посередине есть открывающаяся крышка, под которой скрывается привод для UMD дисков. Да, официально игры распространялись на дисках, карты памяти Memory Stick Duo использовались только для сохранений. Кстати, наличие Memory Stick в консоли сделало её легкой целью для пиратов. Если создание пиратских UMD дисков было невозможным занятием, то их дамп, эмуляция привода и чтение образов дисков с карты памяти было возможно чуть ли не с начала продаж. Sony конечно фиксила дыры обновлениями прошивок, но это не сильно помогло. У меня же есть несколько дисков с играми, которые достались мне от предыдущего владельца.

-5

Сами диски поставлялись в красивой коробочке, которая помимо диска иногда содержит мануал или какие-нибудь доп. материалы. Сам диск размещен в специальном картридже для защиты от пыли. На одном таком двухслойном диске можно разместить до 1.8 гб данных, что не идет ни в какое сравнение с максимальными 512мб на картридж NDS. Именно поэтому на диск можно было записать либо игру с нормальной озвучкой или музыкой, либо саму музыку, либо фильмы. С фильмами было ещё веселее, Sony не была бы сама собой, если бы не внедрила региональную привязку для фильмов. Копирасты ликуют.

Экран очень большой по меркам 2004 года, целых 4.3 дюйма. Неудивительно, что Сони продвигали PSP как мультимедийную систему. Разрешение составляет 480х272, что, конечно, смех по нынешним меркам, но тогда это была бомба. Сейчас же экран уныл. Черт с ним, с разрешением, но он дико тусклый и бликующий. Но мне больше всего не нравится его дикая инерционность, объекты на экране откровенно шлейфят, будто бы играешь на CSTN матрице. Говорят, что это поправили в PSP-3000, правда там есть свои проблемы с чересстрочной разверткой, но это уже совсем другая история.

И это максимальная яркость, мда…
И это максимальная яркость, мда…

Не буду вдаваться в подробные технические характеристики консоли от Сони, главное, что скажу – по спекам она рвала в клочья Nintendo DS. Если графика NDS была ближе к PS1, то PSP – к PS2. Ну и я уже упомянул про звук. Это всё и определило основную суть игр на PSP – игры с PS2 в твоем кармане. Со всеми плюсами и минусами оттуда. Предлагаю взглянуть на те игры, в которые я успел поиграть.

Игры

DISCLAIMER: Поскольку делать скриншоты на PSP неудобно, кадры игр были взяты из интернета, а поскольку скрины из интернета в большинстве случаев сделаны в эмуляторе, который умеет апскейлить изображение — то скриншоты ниже не отражают графику в точности, как на оригинальном железе. Если вам кажется, что игра выглядит вроде как очень хорошо — это апскейл.

God of War: Ghost of Sparta

Один из лучших представителей жанра слэшер. Крушим греческих богов, воруем, убиваем, совершаем противоправные действия с гусями. Моё уважение разрабам, геймплей был хорошо адаптирован для маленькой консольки. Хотя идиотизм с невозможностью сохранения в любой момент времени перекочевал прямиком с домашней консоли.

Monster Hunter Freedom Unite

Известная action-RPG игра, «Покемоны» для консолей Sony. Играем за охотника на монстров(!), охотимся на разнообразных монстров(!!), прокачиваемся, охотимся на монстров посильнее/побольше. Это в двух словах. Игра от третьего лица, куча приемов в боевке, открытый мир, красота.

Silent Hill: Shattered Memories

Являясь фанатом серии, пропустить эту игру я не мог. Игра официально выходила на Nintendo Wii, к которой явно лучше адаптирована, но её у меня нет, поэтому решил поиграть на PSP, на которую она также вышла. Даже несмотря на урезанность по сравнению с Wii, графика все равно очень хороша как для портативной консоли. Игра дико понравилась, своеобразное переосмысление первой части Silent Hill. Одним из интересных моментов игры является то, что игра анализирует ваш психологический профиль с помощью психологических тестов и подстраивает окружение под него. Рекомендуется к игре, даже если вы не знакомы с предыдущими частями.

LocoRoco

Потрясная игра, моя любимая на PSP. Играем за живой шарик, который ЛокоРоко, жрем ягодки, от которых увеличиваемся в размерах и пытаемся достичь конечной точки на карте. Главной особенностью игры является тот факт, что мы управляем не персонажем, а окружением, наклоняя его, от чего сам персонаж катится в нужную нам сторону. Яркая графика, простой, но увлекательный геймплей, а также классное звуковое сопровождение растопили моё сердечко.

Daxter

Хороший пример трехмерного платформера, игра из серии Jak and Daxter, бегаем по городу, выполняя миссии, чтобы выручить нашего друга Джека, убиваем жуков, ловим отсылки на «Матрицу» в снах главного героя.

Harvest Moon: Boy & Girl

Типичная игра серии Harvest Moon, порт Harvest Moon: Back to nature. Получаем ферму, возрождаем её практически с нуля, выращиваем овощи, продаем их, симулятор фермы, в общем. Игра понравилась, очень расслабляет после рабочего дня.

Silent Hill: Origins

Выпущенная и для PS2, данная игра поначалу была эксклюзивом для PSP. Приквел первой части. Несмотря на некоторые нововведения в геймплее (самостоятельный переход в потусторонний, кошмарный Сайлент Хилл и использование подручных предметов в качестве оружия ближнего боя), мне игра не понравилась из-за сюжета, который сильно напоминает не самый лучший фанфик, и из-за вторичности идей. Причиной этому стало то, что игру делала не студия Team Silent, которая делала предыдущие игры, а студия Climax, которая более-менее исправится выпуском Silent Hill: Shattered Memories.

Gran Turismo

Про эту игру и так знают все сонибои. Эксклюзив Sony для своих консолей. Но никакого открытого мира, только миссии из меню. Куча машин, хорошая графика, удобное управление, мне понравилось.

Test Drive: Unlimited

Про эту игру знают немногие, я же играл в неё на PC, поэтому как только узнал про существование версии для PSP – сразу скачал. Противоречивые ощущения, игру вроде бы кое-как портировали, а это, понятное дело, графику покромсали, но всё равно что-то не то. Управление неудобное, рулить нужно аналоговым стиком, а я привык крестовиной, в настройках этого не поменять. Зато куча миссий и открытый мир в виде острова Гонолулу.

Grand Theft Auto: Vice City Stories

Ну и как тут обойтись без игр от Rockstar. Спин-офф Vice City. Больше и описывать нечего, тот же геймплей, почти та же графика без учета низкого разрешения. Сама игра мне понравилась, за исключением тех моментов, где она лагала (я играл не с пережатого CSO образа, а с ISO и оригинальной флешки, если что). Ну и где вы ещё увидите "шакального" Фила Коллинза, исполняющего свой хит In The Air Tonight на сцене в кат-сцене?

Grand Theft Auto: Chinatown Wars

А вот эта часть мне понравилась намного больше. Тут уже порт с Nintendo DS(!). Игра отличается видом сверху, как в первых двух частях оригинальной GTA. Ну и для PSP версии улучшили графику. В данную игру можно поиграть и на смартфонах, но мне не очень понравилось, физические кнопки рулят. Катаемся по Либерти-Сити из GTA IV, только тусуемся уже с китайской мафией. Игра зачетная.

Final Fantasy Anniversary Edition

Ремейк оригинальной игры с NES. Улучшена графика, поправлены ошибки в геймплее, улучшена музыка, боевка теперь выглядит намного красивее. Один из лучших представителей жанра jRPG, что уж тут говорить.

Вердикт

Я бы мог упомянуть ещё туеву хучу игр, таких как Prince of Persia, Megaman Powered Up, Dante’s Inferno, Patapon и других, но этих игр настолько много, что на описание их всех у меня уйдет не один десяток дней. Но стоит объяснить, почему в PSP я наигрался и положил её на полочку, а Nintendo DSi использую до сих пор. Если в двух словах, то игры на PSP просто не рассчитаны на коротенькие игровые сессии. Вот ты сел в метро, достал PSP, решил поиграть, пока тебе минут 10 ехать. Но нужно сначала просмотреть заставку минуты на 3, пройти обучение управлению в игре, а потом ещё дойти до сейвпойнта, потому что в любое время сохраниться позволяют немногие игры. С Nintendo DS такого нет, уровни в New Super Mario Bros проходятся достаточно быстро, один заезд в Mario Kart не длится больше 3-х минут, ну и т.д. Подход «домашние игры в твоем кармане» имхо не очень хорошо работает в реальных условиях, потому что только вот ты «разыгрался», а тебе уже нужно выходить из автобуса или подошла твоя очередь ну и т.д. Тут упор на геймплей и аркадность Nintendo сделал свое дело, во всём мире Nintendo DS продалась количеством почти в 2 раза большим, чем PSP. Ну и нельзя не сказать, что мощное железо соньки имеет обратный эффект в виде малого времени автономной работы. Время игры составляет около 3-5 часов в зависимости от «тяжести» игры и яркости экрана, на моей же консоли с полудохлым аккумулятором мне удавалось выжать максимум 2 часа, когда NDSi у меня держит по 8 часов. Но это не означает, что консоль плоха. На ней вышло множество замечательных игр, которые легко вас развлекут в пасмурные дни или в долгой поездке, а современные смартфоны приучили нас ставить гаджет на подзарядку каждый день. Просто я уже сделал выбор для себя.

-19