Походная палатка является одной из немногочисленных меморий, хранящихся в фондах музея, связанных с именем фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева.
В усадебной описи 1810 г. перечисляются восемь палаток из прежнего имущества фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева, которые на момент их инвентаризации хранились в сарае, а именно буфетная палатка, кухонная, две «калмыцкие», «китайская и три «персидские». Интересно заметить, что напротив описания палаток, на полях карандашом сделано примечание: «продать ежели зберечь не можно».
По всей видимости, это распоряжение и было выполнено, и как реликвия, связанная с жизнью прославленно фельдмаршала была оставлена на хранение всего лишь одна палатка, самая роскошная.
Походная палатка сделана в виде шатра с конусообразным верхом, завершенным надставкой из кожи желтого цвета и прямоугольной боковиной, имеющей два окна, обрамленных деревянными рамами. Стороны конуса сшиты из четырех клиньев, отделенных друг от друга белыми нашивными полосами. Низ украшен широкой приставной каймой. Все четыре клина расшиты одинаково по рисунку и тону раскраски стилизованным цветочным и лиственным орнаментом. В центре каждого клина помещен картуш бирюзового тона. На двух из них нашито малиновое сукно с аппликационной вышивкой, изображающей двух геральдических львов и два креста герба Шереметева.
Исходя из достаточно подробных описаний палаток можно предположить, что сохранившая до нашего времени единственная палатка может быть атрибутирована как палатка персидская «богатая»:
Палатка персидская богатая о двух полах глухих без окошек. Оные полы посредине по голубому по сторонам и по концам по малиновому а верхний борт по полевому сукнами набраны из синего, белого, красного, черного, зеленого прочих разных цветов сукон же разные цветы разводы репьи и прочие фигуры и сверх оных обшита также разноцветными шелковыми шнурами подложена зеленого ериного а вокруг тесмою. К оной палатке верх штоф посередине на малиновом сукне вышито из золота два герба и два вензеля графских и около гербов вышито сияние из серебра и наверху короны золотые вокруг гербов положены голубые ленты с андреевскими орденами у оного же верху откидная пола да особо к той палатке для уборки кумачу красного три полотнища из них одно широкое и долгое а два поуже и покороче. Подо всем верхом подкладка зеленой ерины на оную палатку чехол парусинный белый по швам проложен пестрой нитяной тесьмой. В оной же палатке принадлежащее число веревок и шестов железных, два шпиля и тринадцать шишек деревянных из них одна большая опоясанная золоченною медью. .Для починки палатки четыре попоны из них две поголубее.
При детальном сравнении можно заметить, что на сегодняшний день палатка имеет измененный внешний вид: прежде всего не сохранились шесты и шпагаты для ее сборки, а также были утрачены богатые украшения в виде графских вензелей, вышитых золотыми нитями, а так же «сияние из серебра», «короны золотые» и «голубые ленты с андреевскими орденами». Возможно, объяснение этому кроется в событиях войны 1812 года. В этот год Кусково пострадало не только от нашествия неприятеля. В частности, во время розысков, которые проводились после того, как французы покинули усадьбу, у дворовых Кондратия Посникова и Ивана Мелниченкова были обнаружены – у первого «герб графский шитой золотом от богатой палатки», а у второго - «одна пола шитая из разных сукон с богатой палатки и пять шишечек медных с палаток».
На сегодняшний день данная палатка-единственный образец походной палатки XVIII в. в собраниях московских музеев.