Приветствую!
В продолжение истории противотанковых ружей.
Вашему вниманию: ПТР(С) Противотанковое ружье Симонова.
C началом боевых действий в июне 1941 года на территории СССР стало ясно, что в составе бронетанковых и механизированных войск Германии наряду с современными средними танками, имеется большое количество слабобронированных легких, как немецких, так и трофейных танков чешского и французского производства, а также бронеавтомобилей и бронетранспортеров.
С первых же часов Великой Отечественной Войны стал ощущаться острый дефицит в маневренных противотанковых средствах, способных действовать непосредственно в боевых порядках стрелковых войск. В предельно короткие сроки такое средство могло быть создано только в виде классического противотанкового ружья. Такая задача и была поставлена в начале июля 1941 года советским конструкторам стрелкового оружия, которым советское правительство поручило спроектировать дешевые и быстрые в производстве ПТР.
Каждый конструктор представил по два экземпляра: В.А. Дегтярев – магазинное самозарядное, а С.Г. Симонов – магазинное самозарядное и однозарядное ручного перезаряжания.
Опытные стрельбы показали, что самозарядные ПТР вполне работоспособны и пригодны к использованию в войсках. В целях быстрого налаживания и еще большего удешевления производства, Дегтярев переделал магазинное самозарядное ружье в однозарядное, а от симоновской однозарядной модели пришлось отказаться из-за тугой экстракции гильз и медленного перезаряжания.
В качестве боеприпасов в ПТР использовались патроны 14,5×114 мм, созданные перед войной как раз для перспективных противотанковых ружей. Как правило, использовались патроны с бронебойно-зажигательными пулями двух типов – со стальным каленым сердечником Б-32 и металлокерамическим сердечником БС-41. Пуля БС-41 обладала большей бронепробиваемостью, была дефицитнее и использовалась для стрельбы только по танкам. Обе имели хорошее зажигательное действие.
Самозарядное ПТР Симонова вместе с однозарядным ружьем разработанным В.А. Дегтяревым было рекомендовано к принятию на вооружение РККА.
29 августа 1941 года постановлением Государственной Комиссии Обороны СССР 14, 5-мм самозарядное противотанковое ружье образца 1941 года системы Симонова ПТРС было принято на вооружение Красной Армии, впоследствии ему был присвоен индекс ГРАУ - 56-В-562. ПТРС предназначалось для борьбы со средними и легкими танками и бронемашинами на расстояниях до 500 метров. Также из ружья мог вестись огонь по ДОТам и ДЗОТам и огневым точкам, прикрытым броней, на расстояниях до 800 метров и по самолетам на расстояниях до 500 метров.
Противотанковое ружье Симонова ПТРС использует газоотводную автоматику. Газовый поршень с коротким рабочим ходом расположен над стволом. В конструкции газоотводного узла предусмотрен ручной газовый регулятор на три положения для дозирования отводимых на поршень газов в зависимости от условий эксплуатации. Запирание ствола осуществляется перекосом задней части затвора вниз.
Ударно-спусковой механизм обеспечивает огонь только одиночными выстрелами. По израсходовании патронов затвор останавливается в открытом положении. Предохранитель флажковый. Ствол имеет канал с восемью правыми нарезами и дульный тормоз для уменьшения отдачи. В передней части ствола посажена мушка.
Питание оружия боеприпасами осуществляется из неотъемного коробчатого магазина емкостью на 5 патронов с пачечным заряжанием. Пачка с шахматным расположением 5 патронов вставляется в магазин снизу, после откидывания вниз-вперед крышки магазина. После вставления пачки крышка магазина закрывается. Ружье комплектовалось шестью пачками. Деревянный приклад крепится к ствольной коробке. На затыльнике приклада для уменьшения отдачи имеется амортизирующая накладка-подушка.
Прицельные приспособления состоят из открытого прицела секторного типа с делениями от 1 до 15 (каждое деление соответствует 100 м) и мушки. Стрельба из ружья велась преимущественно с упора, с использованием складных сошек, закрепленных на стволе.
На стволе, перед ствольной коробкой, закреплялась складная рукоятка для переноски оружия.
ПТРС обслуживал расчет из двух человек. В бою ружье мог переносить один номер расчета или оба вместе. В походном положении ружье разбиралось на две части – ствол с сошкой и ствольная коробка с прикладом – и переносилось двумя номерами расчета.
Первоначально серийный выпуск ПТРС был налажен на Тульском оружейном заводе, а после эвакуации ТОЗа – в Саратове.
Вследствие более сложной конструкции, противотанковое ружье Симонова осваивалось в производстве не столь быстрыми темпами, как ПТРД. Так, в 1941 году удалось выпустить всего 77 ружей, но до конца 1942 года было произведено уже 63308 ружей. Однако уже в 1943 году производство ружей было свернуто, так как быстрый рост бронирования немецких танков сделал оружие калибра 14.5 мм малоэффективным. Тем не менее, противотанковые ружья Симонова ПТРС достаточно активно использовались до конца войны - их применяли против легкой бронетехники, полевых укреплений, ограниченно использовали в ПВО. Противотанковое ружье Симонова получило высокую оценку на всех фронтах. Оно обладало такими боевыми качествами, как простота в обращении, безотказность в стрельбе и высокая бронепробиваемость. Наличие пятизарядного магазина и возможность ведения полуавтоматического огня выгодно отличали его от ПТР Дегтярева. По своим боевым и эксплуатационным качествам ПТРС превосходило практически все подобные иностранные системы, позволяя советским пехотинцам успешно бороться с легкобронированной техникой противника.
Захваченные в боях с советскими войсками ружья ПТРС широко использовались частями Вермахта – ружье имело немецкое обозначение PzB 784 (r) (Panzerbüchse 784 (r)). Кроме Великой отечественной войны, ПТРС использовалось в ходе гражданской войны в Китае и в корейском конфликте.