Есть добрая русская традиция — терпеть нарушения управляющих компаний и обсуждать проблемы в лифте с соседями. Это плохой способ решить вопрос. В статье расскажем, что вам должна УК дома и как этого добиться.
Управляющая компания — организация, которая обслуживает многоквартирный дом за деньги: убирается, ремонтирует, чинит. Деятельность УК регулирует Жилищный кодекс.
Помимо обслуживания дома, управдом — это посредник между жильцами и поставщиками коммунальных услуг. Он контролирует счетчики и собирает деньги с должников.
Как узнать, чем занимается моя УК
Управляющие компании обязаны отчитываться перед жильцами за проделанную работу. Вы имеет право знать, по каким тарифам оплачиваете коммунальные услуги, как и на что тратит деньги УК, что отремонтировала или планирует отремонтировать. Такие данные должны публиковаться в интернете, на официальном сайте.
Если информации на сайте нет, или у вас появились к ней вопросы, спросите напрямую: через форму на сайте или личным заявлением.
Я не знаю, какая УК управляет моим домом…
Информация о ней размещена на квитанциях, на стендах рядом с домом, в подъезде. Узнать все подробнее можно на сайте Реформа ЖКХ. Там же размещена информация о тарифах и капитальном ремонте.
Куда жаловаться на УК
Если компания не выполняет свою работу, на нее можно и нужно жаловаться. Порядок такой:
- Сначала жалуйтесь в саму УК — пишите заявление на имя руководителя. Заявление подавайте в приемную в двух экземплярах: один забираете себе со штампом секретаря. Если подаете заявление через интернет, сделайте скриншот экрана. Моя управляющая компания не размещает данные о работе на официальном сайте. Вместо этого, они выкладывают отчеты в системе ГИС ЖКХ. Вот как выглядит отчет.
Если какие-то графы вызвали вопросы, задайте их главе управляющей компании.
2. Если проблема не решилась, жалуйтесь в Роспотребнадзор, ФАС, госжилнадзор и судебную инспекцию. В жалобах укажите, что УК игнорировала ваши сообщения. Если дело дойдет до суда, судья учтет попытку досудебного урегулирования спорта.
3. Если ничего не помогло, идите в прокуратуру.
Какие права есть у жильцов (и как не платить лишнего)
- Жильцы оплачивают минимальный набор услуг. По решению жильцов в платежку могут быть внесены дополнительные пункты. Например, плата за консьержа. Проверьте, нет ли в платежке подозрительных строк.
- Часто жильцы платят за радио или ТВ- антенну, которой не пользуются. Как отключить услугу, узнайте в своей управляющей компании.
- Если вам не нравится дополнительная услуга или УК в целом, от ее услуг можно отказаться. Для этого проведите общее собрание жильцов.
- Общее собрание собственников — встреча, на которой решают вопросы многоквартирного дома. Например:
- какую компанию выбрать
- устанавливать ли шлагбаум
- когда красить стены в подъезде
Для того чтобы решение было принято, за него должно проголосовать больше 50% собственников. Мы расскажем о том, как провести собрание в следующей статье из этой серии.
5. Ремонтировать дом, следить за исправностью лифтов, дверей, лампочек, труб, должна УК. Если протекает крыша и вас затопило — отвечает УК. Если на голову упала сосулька — отвечает УК. Вот еще один пример:
В подъезде грязно, неделями не моются окна, разбилось окно — разбирается УК.
Сосед вытащил в подъезд мусор и он протек на всю площадку — виноват сосед. Нужно разобраться с ним.
6. Банк или другая организация, осуществляющая платеж, имеет право брать комиссию за оплату ЖКХ. Но одновременно с этим, поставщики услуг должны предложить хотя бы один способ оплаты без комиссии. Если такой возможности нет — жалуйтесь.
7. С прошлого года аварийная служба должна принимать звонки за пять минут, а обрабатывать заявки по электронной почте — за десять.
Текст: Мария Хаванцева
Фото: unsplash.com