Найти в Дзене
ivannovikov

"Викрамадитья". Авианосец республики Индия.

Думаю, у всех читающих возник справедливый вопрос: а что, собственно, я там делал в Индии так долго? Отвечаю! В 2016-м году мне довелось быть контрагентом в группе технического содействия на индийском авианосце "Викрамадитья". Когда корабль в 2013-м году успешно прошел ходовые испытания и отправился в свой великий поход из Североморска в индийский Карвар, на нем находилась так же и группа гарантийных специалистов из России. Позже, когда гарантия закончилась, часть инженеров продолжала оказывать техническое сопровождение систем корабля по просьбе индийской стороны. Не каждому при жизни вообще повезет увидеть настоящий авианосец, а уж побывать на нем, посмотреть своими глазами на взлет и посадку истребителей, увидеть закулисную жизнь корабля, его сложные механизмы, его быт и рутину, поверьте, дорогого стоит. Интересна судьба такого огромного исполина. "Викрамадитья"- тяжелый авианесущий крейсер, бывший "Адмирал Горшков". Заложен на стапелях Николаевского судостроительного завода и 17 фе

Думаю, у всех читающих возник справедливый вопрос: а что, собственно, я там делал в Индии так долго?

Отвечаю!

В 2016-м году мне довелось быть контрагентом в группе технического содействия на индийском авианосце "Викрамадитья". Когда корабль в 2013-м году успешно прошел ходовые испытания и отправился в свой великий поход из Североморска в индийский Карвар, на нем находилась так же и группа гарантийных специалистов из России. Позже, когда гарантия закончилась, часть инженеров продолжала оказывать техническое сопровождение систем корабля по просьбе индийской стороны.

Не каждому при жизни вообще повезет увидеть настоящий авианосец, а уж побывать на нем, посмотреть своими глазами на взлет и посадку истребителей, увидеть закулисную жизнь корабля, его сложные механизмы, его быт и рутину, поверьте, дорогого стоит.

Интересна судьба такого огромного исполина.

"Викрамадитья"- тяжелый авианесущий крейсер, бывший "Адмирал Горшков". Заложен на стапелях Николаевского судостроительного завода и 17 февраля 1978 года зачислен в состав ВМФ СССР под именем "Баку". В ту пору он еще не был авианосцем в классическом понимании. Это был тяжелый авианесущий крейсер и на нем базировались по большей части вертолеты, а так же самолеты вертикального взлета и посадки ЯК-41.

У корабля есть еще пять похожих братьев проекта 1143 "Кречет", один из них- наш знаменитый "Адмирал Кузнецов". Судьба каждого из этих великанов по своему печальна.

Авианесущие крейсера проекта 1143 «Кречет»
Авианесущие крейсера проекта 1143 «Кречет»

Здесь надо отметить, что Индия уже давно хотела принять на вооружение еще один авианосец. Единственный авианосец Индии, "Вираат", заложенный еще в 1944 году, в Англии, а спущенный на воду лишь в 1953-м, уже давно выработал свой ресурс и даже деражл пальму первенства, как самый старый действующий авианосец в мире. Страна рассматривала к покупке несколько вариантов: первый- французский "Клемансо", но после освидетельствования стало понятно, что ресурс корабля полностью исчерпан.

Вторым вариантом, рассматриваемым Индией, стал американский "Китти Хоук", легендарный авианосец, спущенный на воду в 1960-м году и принимавший участие как во вьетнамских кампаниях, так и в Персидском заливе и Сомали, но и его состояние и остаточный ресурс были признаны неудовлетворительными.

Еще одним вариантом и стал "Адмирал Горшков", который не ходил в море и ждал ремонта с 1992-го года. На нем и остановились.

После подписания меморандума корабль передавался республике Индия при условии, что его полная модернизация будет осуществлена силами наших проектных бюро и на мощностях нашего предприятия. Индийская сторона обеспечивала финансирование проекта.

На базе "Адмирала Горшкова" в 2004 году на Северном Машиностроительном предприятии, "СЕВМАШ", началось создание авианосца "Викрамадитья". Модернизацией корабля занялось Невское ПКБ, которым было выпущено более 33 тысяч чертежей. Специалистами завода было прорезано в корпусе корабля порядка 600 отверстий, а вес нового оборудования составил более шести тысяч тонн.

Модернизация корпуса
Модернизация корпуса

На выходе получится средний авианосец длиной 285 метров, водоизмещением 45 тысяч тонн, к тому же способный нести 34 самолета-истребителя «МиГ-29К». Проект самолета разработан также специально для этого корабля при активном финансировании индийской стороны.

Обошлось все это Индии более чем в 2.4 млрд долларов. И тут можно услышать разговоры о том, что легче и дешевле было за эти деньги построить корабль с нуля. Да, сумма огромная, но существенно меньше, чем постройка авианосца в других странах. Своих мощностей и опыта постройки судов подобного класса у Индии на тот момент не было, а получила она новый, уникальный в своем роде корабль. Фактически из одного проекта его переделали в другой.

Модернизация корабля дала работу смежным предприятиям и поставщикам, которых было более пяти тысяч, загрузила АО "ПАО "СЕВМАШ", не дав развалиться и растерять ценные кадры, позволило приобрести новые компетенции в постройке судов подобного класса, опыта в котором у страны не было, так как Николаевский Судостроительный Завод остался на территории современной Украины.

Контракт на поставку модернизированных МиГ-ов загрузил работой авиапредприятие.

Проектные бюро тоже обучили молодежь и приобрели колоссальный опыт.

Так что здесь можно сказать большое спасибо Индии и пожалеть, что такой авианосец ходит не под нашим флагом.

"Викрамалитья"
"Викрамалитья"

Издалека корабль внушает уважение. Он огромен! Я и раньше видел его еще у стенки завода в Северодвинске, и от того, что он пришвартован у берега другого континента была даже какая-то гордость.

На данный момент здесь проходят службу 1500 человек личного состава.

Каждый занят своим делом. На корабле есть всё: здесь тебе и столовые (камбузы), и тренажерный зал, полицейский участок, лазарет, портной, парикмахерская, чипок, где можно купить необходимое и даже сувениры, все как в маленьком городке, а в гигантских размеров ангре устраиваются брифинги, мероприятия, просмотр фильмов и спортивные соревнования.

Ангар
Ангар

Самое любимое соревнование на корабле у индийцев- перетягивание каната.

Когда происходит перетягивание каната такое чувство, что весь корабль собирается в ангаре и никто не несет вахту. Все в едином порыве болеют за свою боевую часть, вирищат, словно дети, кричат и улюлюкают. Коронный номер, это перетягивание каната с русскими специалистами в финале соревнований. Обычно русские выигрывали всегда, на один крайний раз не удалось. Тогда у индусов было неподдельное счастье! Весь корабль ликовал, а крик был такой, что першило в ушах. В первый раз, когда русские победили, индусы не сдались и выписали каких-то мощных сикхов, но и те не одолели русского духа.

Лифт
Лифт

Наша каюта. Чем-то напоминает купе, только здесь еще есть шкафчики и умывальник. Туалет общий.

Каюта располагалась прямо под вторым аэрофинишером. Именно за него в большинстве своем стараются зацепиться самолеты при посадке. Я чуть не ошалел, когда он сработал, казалось, что гигантская пила режет корабль пополам и проходит ровно над нами!

Индусы летают постоянно, а для местных летчиков это обычная работа. Причем, надо отдать должное, летают они очень хорошо. И утром, и днем и вечером у них полеты, а позже начались полеты и в ночное время. Посадка самолета в ночи даже выглядит страшно, стальной характер должен быть у летчиков, выполняющих такое. Вообще- взлет и посадка самолета на корабль в бескрайнем море- незабываемое зрелище! Двигатели обдают жаром, а рев такой, что лучше закрывать уши.

Удивительное торжество технологии и ископаемого топлива!

Взлет Миг-29К с палубы авианосца "Викрамадитья"
Взлет Миг-29К с палубы авианосца "Викрамадитья"

"Викрамадитья" постоянно в море и на учениях. Индия не жалеет на свой флот денег, а содержание такого большого корабля обходится ой как не дешево! Не каждое государство может позволить себе содержать авианосец. Только представьте, что одних запасов топлива на корабле более 9500 тонн, причем это не мазут- солярка. Автономность корабля- 45 суток. При этом 1500 человек нужно кормить три раза в день, обеспечить формой, денежным довольствием, так что смело прибавляйте и это к расходам. Не забывайте и про авиакрыло на корабле, которое тоже требует ресурсов. Золотой корабль получается!

Просмотр кинофильма на палубе
Просмотр кинофильма на палубе

На палубу уже грузят очередные ящики с продовольствием, а это значит, что скоро корабль вновь уйдет в поход. На сей раз в один из самых интересных. "Викрамадитья" идет на восточные побережье Индии в город Вишакхапатнам. Там раз в пят лет проводится "International Fleet Review" или Международный смотр кораблей. Ну а мы будем незаметно помогать индийцам в освоении сложной русской техники.

В следующий раз мы сойдем с корабля на остров Шри-Ланка, город Коломбо:

Все статьи про Индию я объединил в подборку:

Командировочка в Индию | ivannovikov | Дзен

Подборка техники, которая меня удивила:

Техника | ivannovikov | Дзен